Что такое ICO простыми словами

Рынок криптовалют значительно менее стабилен, чем традиционные, внутри- или межгосударственные области экономической деятельности. И хотя основная причина такой переменчивости — исключительная волатильность децентрализованных виртуальных денег, нельзя исключить влияние других факторов — в частности, регулярного появления новых информационных технологий и способов сбора средств на развитие проектов. Однако у пользователей Глобальной сети, напрямую не связанных с торговлей или добычей криптовалюты, нередко возникают вопросы, касающиеся не только новых, но и устоявшихся терминов — например, что такое ICO и как оно может быть использовано. Ответы — далее в статье.

Суть ICO

Как обычно, следует начать с терминов. ICO (ИКО) — аббревиатура, образованная из словосочетания Initial Coin Offering (первичное валютное предложение, первичное размещение монет).

Из самого названия следует, что предметом оферты (публичного предложения) в большинстве случаев выступает готовящаяся к вводу в обращение криптовалюта (койны). Возможны и другие варианты, вплоть до открытия производств или оказания конкретных услуг; главное, чтобы верификация и оплата производились с использованием технологии блокчейн.

По своей природе ICO — это цифровой аналог IPO (первичного размещения ценных бумаг): в обоих случаях оплата может осуществляться «реальными» деньгами (долларами, евро и так далее), но объектом сделки в первом случае является собственная валюта краудфандингового проекта (токены), тогда как во втором — собственно акции.

Цель организаторов ICO — путём реализации монет (токенов) собрать количество средств, достаточное для развития бизнеса и вывода проекта на крипторынок. При этом инвестору следует учитывать, что даже самые добросовестные разработчики не могут заранее указать реальную стоимость монет: она будет определяться только после официального вывода стартапа на биржу в результате свободных торгов.

Вкладчик может использовать полученные токены по своему усмотрению — например:

  • приобрести товары или услуги внутри краудфандингового проекта;
  • получать дивиденды при условии успешности криптовалюты на внешнем рынке;
  • продать монеты другим инвесторам или сторонним пользователям за «реальную» или другую децентрализованную валюту.

Главная особенность ICO, отличающая его от IPO, — полное отсутствие правового и экономического регулирования со стороны государства или международных организаций.

С одной стороны, такая свобода от навязанных извне законов — несомненный плюс, позволяющий запустить проект любому человеку или компании. С другой — инвестор может рассчитывать только на добросовестность организаторов и собственное везение: утраченных в результате неверного выбора денег ему никто не вернёт.

Принцип работы ICO

Теперь, определив, что такое ICO, нужно ответить на следующий вопрос: как это работает и что необходимо для запуска стартапа.

Процедура продвижения ICO обычно состоит из нескольких этапов:

  1. Анонс краудфандингового проекта. Используя доступные средства массовой информации (электронные издания, социальные сети, группы в мессенджерах, организаторы информируют потенциальных инвесторов о своём намерении и самыми общими линиями обрисовывают идею. Примечательно, что в силу массовости информация, предназначенная для целевой аудитории, доносится до широких масс; это позволяет в итоге привлечь максимальное число вкладчиков, не зацикливаясь на сугубо специфических площадках. На этом же этапе проходит обсуждение проекта между инициаторами и инвесторами.
  2. Формирование и оглашение оферты. В данном случае это предложение об инвестировании. Обычно оно осуществляется публично (приобрести токены может каждый желающий); иногда ему предшествует закрытая продажа криптоденег для «внутреннего круга» или особо ценных с точки зрения организаторов ICO спонсоров. На этом этапе у проекта должны быть чётко сформулированные характеристики: срок реализации, стоимость идеи и объём выпущенных койнов.
  3. Рекламная кампания. По способу осуществления аналогична анонсу, но проводится с большим размахом: инициаторы привлекают все доступные средства массовой информации и предоставляют пользователям все важные сведения о проекте.
  4. Начало массовых продаж. После вывода криптоденег на биржу приобрести их, в любом количестве и по самому выгодному курсу, может любой посетитель. На этом этапе инвесторы получают возможность продавать токены или обменивать их по своему усмотрению.

Далее всё зависит от стараний и удачи авторов стартапа: новая криптовалюта может расти, становясь полноценным конкурентом биткойна, эфириума и прочих децентрализованных денег, перейти в стагнацию или вовсе потерпеть крах.

В первом случае наибольшую прибыль, помимо организаторов, получат инвесторы: вложения могут окупиться в 100-, 1000- или даже 10000-кратном размере.

Во втором и третьем рассчитывать на получение выгоды не стоит: первоочередной задачей владельца токенов станет их скорейшая реализация, которая позволит хотя бы вернуть потраченные средства.

Чаще всего инвестирование в ICO проводится на платформе Ethereum, позволяющей использовать не только блокчейн, но и смарт-контракты.

Соответственно, расчёты в большинстве случаев осуществляются в эфириуме, хотя возможны любые другие варианты, вплоть до инвестирования в местной валюте (рублях, гривнах и так далее).

Хотя криптовалютные проекты не  регулируются законодательством, существует несколько общепринятых правил ICO:

  • организаторы должны обосновать целесообразность проекта и раскрыть модель ICO;
  • у проекта должна быть, ещё до запуска сбора средств, общедоступная бета-версия;
  • чем лучше известны личности разработчиков, тем больше у стартапа шансов;
  • принцип добычи новой криптовалюты должен быть понятен и математически обоснован;
  • большее доверие ICO обеспечивает использование эскроу-счёта (деньги хранятся у незаинтересованной третьей стороны).

Это основные требования к ICO; при выводе децентрализованной валюты на «реальный» рынок организаторы столкнутся со множеством дополнительных трудностей, большая часть которых носит юридический характер.

Вне зависимости от привлекательности проекта инвестору не рекомендуется вкладывать в него все свободные средства. Лучше разделить их на несколько разных ICO или приобрести уже состоявшуюся валюту, не забывая о «подушке безопасности»: таким путём вкладчик сможет максимально защитить свои финансы от неожиданного краха.