Что делать, если автомобиль эвакуировали неправомерно

От внезапной эвакуации машины не застрахован ни один водитель; к сожалению, далеко не всегда такая операция проводится в соответствии с действующим законодательством. Поэтому владельцу транспортного средства, как бы досконально он ни соблюдал Правила дорожного движения, необходимо знать, что делать, если автомобиль эвакуировали или только собираются отвезти на штрафную стоянку. В статье будут приведены алгоритмы действия в самых распространённых ситуациях, связанных с эвакуацией машины.

Правовая база

Но прежде всего важно понимать, в каких случаях транспортное средство, не вовлечённое в дорожно-транспортное происшествие, может быть отправлено на специализированную стоянку.

Первый и наиболее важный документ, предусматривающий процесс, а также дающий официальное определение эвакуации, — Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — просто Кодекс).

Из статьи 27.13 (пункт 1) следует, что эвакуация — это принудительное исключение автомобиля из процесса дорожного движения с помещением на штрафную (специализированную) стоянку. Цель операции — пресечение неправомерных действий обладателя машины.

Согласно той же статье, причиной проведённой по всем правилам эвакуации может явиться неправильная парковка, например (статья 12.19  упомянутого Кодекса):

  • менее чем за пять метров от пешеходного перехода;
  • менее чем за пятнадцать метров от стоянки маршрутного транспорта или такси;
  • дальше первого ряда от обочины;
  • на трамвайных путях;
  • непосредственно на проезжей части.

Административные штрафы за упомянутые нарушения составляют от 1 до 2 тысяч рублей, а в Москве и Петербурге — фиксированные 3 тысячи рублей. Кроме того, если автомобиль уже эвакуирован, владельцу придётся заплатить за его транспортировку и пребывание на спецстоянке.

Расценки в российских регионах разнятся: в Москве перевозка транспортного средства на эвакуаторе будет стоить 5000 рублей, а содержание на охраняемой территории — 1000 рублей за каждые сутки начиная со вторых; в Петербурге — соответственно 2600 рублей и 30 рублей в час (уже с первого дня); в Екатеринбурге — 1000 рублей и 30 рублей за каждый проведённый в штрафной зоне час.

Расходы для большинства граждан Российской Федерации немалые: автолюбителю лучше постараться не допустить перемещения машины в охраняемое место, благо это вполне можно сделать.

Эвакуация автомобиля в присутствие владельца

И пункт 1.1 статьи 12.19 вышеназванного Кодекса, и последняя редакция (от апреля 2009 года) Постановления Правительства России №759 от 18 декабря 2003 года «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» едины во мнении: задержание неправильно припаркованной машины и в присутствии собственника или иного лица, имеющего право на управление ею, неправомерно.

Иначе говоря, если водитель появился на месте происшествия раньше, чем отъехал эвакуатор (даже в случае, когда транспортное средство уже поднято на платформу), автомобиль должны вновь спустить на землю и дать хозяину возможность переставить его в соответствии с действующим законодательством. Штраф автолюбителю заплатить всё равно придётся, но тратиться на перевозку и штрафстоянку — уже нет.

Чтобы избежать лишних расходов и избавиться от необходимости разыскивать свою машину, каждому владельцу транспортного средства рекомендуется оставлять в углу ветрового стекла — под дворником или, что лучше, с внутренней стороны — визитку со своим номером. При желании можно выполнить надпись прямо на стекле: это избавит от необходимости периодически менять карточку.

Такая мера предосторожности позволит третьему лицу, наблюдающему за эвакуацией, позвонить по указанному номеру и предупредить водителя об опасности. В свою очередь и сам автовладелец должен поступать аналогичным образом, помогая собратьям сохранить машину «на свободе».

Важно понимать, что ни один из законодательных актов не обязывает сотрудников службы эвакуации звонить собственнику автомобиля или разыскивать его другими способами: в их интересах как можно быстрее погрузить транспортное средство на платформу и покинуть место, чтобы получить причитающиеся им деньги.

Оплатить услуги организации водитель обязан по закону: это прямо прописано в пункте 11 статьи 27.13 Кодекса и будет отражено в решении суда по основному правонарушению.

В соответствии с пунктом 15 упомянутого Постановления, владелец транспортного средства всё же должен быть разыскан и оповещён об эвакуации, но уже оперативным дежурным органом внутренних дел, по завершении процесса.

Согласно пункту 14 того же документа, перевозка неправильно припаркованной машины должна осуществляться только посредством эвакуатора: никто, без особого разрешения владельца, не вправе садиться за руль автомобиля, чтобы доставить его на штрафную стоянку.

Эвакуация автомобиля в отсутствие владельца

Ситуация значительно усложняется, если машину погрузили и отвезли на специализированную стоянку не в вашем присутствии. Причины могут быть разными: вы не указали свой номер телефона, проигнорировали или не услышали входящий звонок или вас просто некому было уведомить о происходящем, — но результат один: автомобиль оказался вне досягаемости, и его теперь необходимо искать.

Конечно, в соответствии с актуальным законодательством Российской Федерации собственник транспортного средства должен быть разыскан и уведомлён о случившемся; эта обязанность ложится на дежурного сотрудника ОВД, получающего информацию от службы эвакуации.

Но на деле весь процесс может занять немало времени, и автолюбителю придётся заплатить за несколько дней нахождения машины на охраняемой территории.

Владельцу транспортного средства, вернувшемуся на место парковки и не обнаружившему там своей собственности, рекомендуется придерживаться следующего, наиболее разумного, порядка действий:

  1. Удостовериться, что автомобиль действительно эвакуирован, а не угнан (украден). Для этого можно опросить находящихся поблизости людей, но лучше сразу позвонить по номеру дежурной части Госавтоинспекции: общему или местному, если он известен. Единый бесплатный номер, на который можно звонить даже при отсутствии в мобильном аппарате SIM-карты, — 112. Абоненты МТС, «Теле2» и «Мегафона» могут воспользоваться также бесплатным номером горячей линии 020; клиенты «Билайн» — 002.
  2. Если выяснится, что машину не эвакуировали, необходимо сразу заявить об угоне: чем раньше начнутся разыскные мероприятия, тем с большей вероятностью удастся вернуть владельцу его собственность.
  3. Если автомобиль был отвезён на спецстоянку, следует уточнить у дежурного фамилию оформившего протокол задержания и текущее место нахождения машины.
  4. Далее возможны два варианта:
  • документы на транспортное средство находятся у водителя;
  • они остались в автомобиле.
  1. В первом случае хозяину машины потребуется явиться в отделение ГИБДД, инспектор которого оформил протокол задержания, взяв с собой:
  • права на управление транспортным средством;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • полис обязательного автострахования (ОСАГО);
  • опционально — техпаспорт.
  1. Во втором случае собственнику придётся сначала отправиться на штрафную стоянку, предъявить там паспорт или другой подходящий для идентификации личности документ и потребовать доступа в салон транспортного средства. По написании заявления и составлении сотрудником учреждения акта опломбированная машина будет временно открыта (обычно только со стороны водителя), что даст заявителю возможность забрать необходимые бумаги. После этого составляется второй акт и автомобиль снова пломбируется (заклеивается специальной лентой). С полученными документами автомобилист должен, как было указано выше, явиться в отделение ГАИ.
  2. На месте дежурный сотрудник автоинспекции, ознакомившись с документами, оформит протокол об административном правонарушении в трёх экземплярах, один из которых, выданный водителю, позволит ему забрать свою собственность. Вместе с протоколом владелец автомобиля получает квитанцию для выплаты штрафа за основное нарушение.
  3. Имея на руках протокол, следует вновь (или в первый раз) отправиться на специализированную стоянку. Далее — предъявить его и свидетельство о регистрации, после чего забрать очередную квитанцию об оплате, на этот раз — перевозки и хранения транспортного средства.
  4. Пункт 10 ранее упомянутого Постановления даёт автолюбителю право до подписания документов осмотреть свою собственность на предмет повреждений: если машина пострадала во время эвакуации или нахождения на охраняемой территории, владелец может претендовать в судебном порядке на компенсацию.
  5. Хотя машину можно забрать со спецстоянки без предварительной оплаты, рекомендуется расстаться с указанной суммой на месте: тогда, согласно пункту 10 статьи 27.13 Кодекса, водитель получает 25-процентную скидку.

Теперь автомобилисту остаётся, покинув на своей машине специализированную стоянку, вовремя оплатить штрафы, впредь стараться не нарушать правил парковки и, конечно, позаботиться о будущем финансовом благополучии, указав свои контактные данные (имя и номер телефона) под лобовым стеклом автомобиля.