Правила и порядок оформления Европротокола при ДТП в 2019 году

Как следует из пункта 2.6.1 (шестой абзац) главы 2 Правил дорожного движения с последними изменениями от 27 августа 2018 года, а также пункта 1 статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях, не всякое дорожно-транспортное происшествие должно фиксироваться документально: по обоюдному согласию и при отсутствии пострадавших водители могут просто разъехаться, а расчёты за причинённый ущерб провести в частном порядке. Но верить на слово незнакомому человеку рискованно — поэтому чаще всего автомобилисты, при соблюдении тех же условий, заполняют европротокол при ДТП. Как правильно оформить документ, чтобы не столкнуться с претензиями страховщика, — далее в статье.

Правовая база

Возможность составления протокола об аварии без участия сотрудника ГИБДД, самими автовладельцами, предусмотрена целым рядом нормативных актов:

  • Правилами дорожного движения (глава 2, пункт 2.6.1, пятый абзац);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации №1002 от 1 октября 2014 года;
  • Федеральным законом №306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании…”».

Практика оформления европротокола в России, включая вариации и эксперименты, насчитывает почти десять лет; её основное назначение — разгрузить трассы, часто перегораживаемые до приезда инспектора, и освободить время сотрудников Госавтоинспекции и автомобилистов.

Самостоятельное оформление протокола при ДТП, при совпадении установленных законом условий, совершенно легально: участники происшествия сами выбирают, ждать ли инспектора или справиться с формальностями своими силами.

Отказ страховой компании от выплаты компенсации по правильно составленному и вовремя направленному в её адрес европротоколу незаконен и может быть обжалован в судебном порядке.

Когда можно использовать европротокол

Согласно статье 11.1, пункту 1 Федерального закона №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности…» от 25 апреля 2002 года с последними изменениями от 29 декабря 2017 года, оформить документ, не вызывая инспектора ГАИ, можно при одновременном совпадении четырёх условий (в порядке значимости):

  • в аварии участвовало только два механических автотранспортных средства, причём машина с прицепом считается за одну единицу (подпункт б);
  • урон, связанный со столкновением, нанесён только автомобилям и прочему имуществу водителей (подпункт а);
  • оба владельца транспортных средств застраховали ответственность в установленном порядке, и срок действия ни одного из договоров не истёк (подпункт б);
  • у водителей нет разногласий относительно обстоятельств аварии, кроме случаев, когда предполагаемая сумма компенсации не превышает 100 тысяч рублей (подпункт в, перестаёт действовать с 1 октября 2019 года).

Особое внимание нужно обратить на последнее условие: если сразу после ДТП видно, что нанесённый любому из автомобилей ущерб больше указанной выше суммы, нужно, не вступая в споры со вторым автомобилистом, вызывать инспектора. В противном случае в дальнейшем придётся подавать в суд на второго участника инцидента, чтобы взыскать с него оставшуюся часть возмещения; этот процесс долог, сложен и для большинства людей не слишком приятен.

На какую компенсацию можно рассчитывать

В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 11.1, а также пунктом 2 статьи 7 того же Федерального закона максимальная сумма, выплачиваемая страховщиком по европротоколу, составляет:

  • 100 тысяч рублей — в общем порядке;
  • 400 тысяч рублей — для аварий, происшедших на территории Ленинградской или Московской областей, включая обе столицы.

В последнем случае водителям требуется не только прийти к согласию, но и зафиксировать детали аварии при помощи видеорегистраторов, подключённых к GPS или системе «Глонасс».

Как заполнить европротокол

Правила оформления документа:

  1. Записи в обеих колонках рекомендуется делать шариковой ручкой с пастой синего или чёрного цвета, лучше всего — одной и той же.
  2. Автомобилисты заполняют «свои» колонки, не вмешиваясь в действия другой стороны; то же касается оборотной стороны.
  3. На обеих лицевых сторонах подписывается, дважды, каждый водитель: непосредственно под информационным блоком и под заголовком «Согласен». На обороте ставит подпись только заполнявший её автомобилист.
  4. Вносить корректировки в уже заполненные бланки допускается, с условием заверения правок каждый из водителей (нужны дополнительные подписи).

Скачать бланк европротокола


При заполнении европротокола в соответствующих полях нужно указать:

  • место происшествия: в нисходящем порядке — регион, населённый пункт, улица и номер дома — или, если авария случилась за городом, наименование (номер) трассы и километр (округляется в ближайшую сторону);
  • дата инцидента: число, месяц, год, а затем — часы и минуты; чтобы избежать будущих проблем, крайне рекомендуется заранее согласовать время;
  • количество участвовавших в ДТП машин: если оформляется европротокол, их не может быть более двух;
  • число пострадавших: согласно ранее приведённым условиям в соответствующих полях должны стоять прочерки или нули;
  • медосвидетельствование: нужно написать «нет»;
  • ущерб другим автомобилям: поскольку в инциденте участвовало только два автомобиля, следует также проставить «нет»;
  • свидетели события: если есть очевидцы, в графе указываются их полные имена, адреса проживания и контактные данные (сотовый или стационарный номер телефона);
  • оформление инспектором ГАИ: поскольку его не вызывали, следует вновь указать «нет»;
  • данные транспортных средств: нужно вписать сведения или СТС, включая фамилию, имя и отчество каждого владельца;
  • страховщик: нужно привести полные наименования страховых компаний обоих участников аварии, а также информацию о полисах ОСАГО;
  • место первого удара: его нужно отметить на схеме галочкой, стрелочкой или кружком;
  • повреждённые элементы: перечисляются в свободном порядке, с указанием тяжести урона (скол, царапина, пробой, вмятина и прочее);
  • замечания: здесь, по обоюдному согласию, указывается, виновен ли водитель, заполняющий «свою» колонку;
  • обстоятельства: в графе нужно кратко описать события, предшествовавшие столкновению и сопровождавшие его;
  • схема происшествия: следует привести названия улиц или трасс, номера домов или километров, указать дорожные знаки и прочие примечательные особенности, а также дорожную разметку, направление движения и расположение машин друг относительно друга;
  • подписи автомобилистов, желательно с расшифровкой.

Как следует из пункта 2 ранее указанной статьи, направить заполненный европротокол своему страховщику каждый из водителей должен до истечения пяти рабочих дней со времени аварии.

К документу нужно приложить заявление о выплате компенсации в прямой форме; теперь остаётся ждать ответа компании: обычно решение принимается в течение десяти-пятнадцати суток с момента получения протокола.