
Михаил Демидов (Юрист)

Автор: Михаил Демидов (Юрист) (Все статьи автора)
- Что делать, если чужая машина заблокировала выезд? - 30.06.2020
- Как увольнять сотрудников при банкротстве предприятия - 19.06.2020
- Можно ли законно снизить работнику зарплату? - 05.05.2020
Во время управления механическим транспортным средством, будь то мотоцикл, легковушка или грузовик, автомобилист должен иметь при себе не только права, но и ПТС — паспорт машины, содержащий сведения о производителе, модели, дате выпуска, прошлых владельцах и некоторые другие данные. Раньше документ оформлялся на бумаге — и менять его приходилось регулярно, по мере заполнения. В текущем году в оборот окончательно вводится электронный ПТС; что это такое и как им пользоваться — в следующей статье.
Правовые основы
Переход на электронный ПТС, или ЭПТС, на территории стран Евразийского экономического союза происходит в соответствии с «Соглашением о введении единых форм…» от 15 августа 2014 года. В эксперименте участвуют Россия, Беларусь, Армения, Киргизия и Казахстан; наибольшее число участников программы в настоящее время, по данным АО «Электронный паспорт», зарегистрировано в РФ.
Вопрос, когда введут ЭПТС полностью и бесповоротно, остаётся открытым: как следует из упомянутого Соглашения, замена будет происходить постепенно, и владельцам бумажных документов не придётся переходить на электронные вплоть до наступления соответствующей необходимости.
Таким образом, юридическая значимость обоих видов ПТС одинакова; отказ от привычной формы вызван лишь соображениями экономии и модернизации.
Начиная с 1 ноября 2019 года цифровые паспорта будут формироваться в ГАИ:
- при постановке на учёт новых транспортных средств;
- при обмене полностью заполненных бумажных ПТС;
- при обращении владельца машины в связи с порчей, утерей или уничтожением документа.
Обладателям «исправных» бумажных ПТС торопиться некуда — узнать, как оформить универсальный паспорт, можно непосредственно в процессе обмена; процедура крайне проста и будет подробно описана ниже.
Форма ЭПТС
Держателей документов старого образца вполне логично интересует вопрос, как выглядит цифровой паспорт ТС. Вопреки распространившемуся мнению, вещественного представления новый ПТС иметь не будет: это запись в единой Автоматизированной системе электронных паспортов, имеющая уникальный номер и доступная дистанционно, из любого подразделения ГИБДД.
«Распечатать» электронный паспорт хозяин автомобиля не сможет; единственная доступная на сегодня опция — получение выписки, содержащей основные сведения:
- марку и полное коммерческое наименование машины;
- год выпуска;
- категорию;
- цвет кузова;
- номера кузова, двигателя и шасси;
- регистрационный номер;
- экологический класс и некоторые другие.
В общей сложности электронная форма ПТС насчитывает более 150 полей, что полностью исключает необходимость обмена в результате очередного заполнения: новые сведения будут вноситься по мере смены собственников, до тех пор, пока транспортное средство не придёт в полную негодность и не будет списано в законном порядке.
Заказать выписку можно на официальном сайте акционерного общества «Электронный паспорт» или в подразделении ГАИ; в ближайшее время это можно будет сделать с использованием своей учётной записи на портале «Госуслуги» и в многофункциональных центрах.
Кроме того, выписка из ЭПТС должна предоставляться клиенту дилерским центром наряду с договором купли-продажи.
Плюсы и минусы цифрового ПТС
Как всякая инновация, внедрение ЭПТС имеет свои достоинства и недостатки. К первым можно отнести:
- Действие на всей территории ЕАЭС (Евразийский экономический союз). Водителю, желающему продать машину в другом государстве, не придётся оформлять дополнительные документы — достаточно будет заявить о наличии ЭПТС.
- Внесение в единую базу электронных паспортов. Документ, оформленный на бумаге, может потеряться, порваться, сгореть или намокнуть до потери читабельности — а значит, владельцу машины придётся менять его на новый. С ПТС нового образца этого не может случиться по определению — механические повреждения и действия злоумышленников ему не страшны.
- Большее количество полей. Всего их, как упоминалось, более полутора сотен — против действующих двадцати пяти. Чем больше информации умещается в документе, тем проще будет сотруднику ГИБДД найти нужные сведения — и тем сложнее внести в ЭПТС несанкционированные изменения.
- Всегда актуальное состояние. Важнейший вопрос при покупке автомобиля с рук — число прежних владельцев; с учётом особенностей отечественной бюрократии данные в бумажном документе могут быть представлены не во всей полноте. Другое дело — электронная ведомость; отметки в неё вносятся непосредственно в ходе перерегистрации, что исключает пользование устаревшими данными.
- Возможность отследить всю историю автомобиля. До тех пор, пока машина находится на территории ЕАЭС, все значащие манипуляции с нею будут отображаться в электронном паспорте: новый владелец сможет узнать, откуда «приехала» его собственность, где впервые была зарегистрирована и какие в ходе эксплуатации были сделаны значащие модификации.
- Простота расчёта налогов и таможенных сборов. Имея доступ к единой базе данных, представители соответствующих ведомств Евразийского экономического союза смогут рассчитать суммы к уплате быстро и точно, не отнимая времени у владельца транспортного средства.
Наиболее существенные недостатки ЭПТС:
- Первичное заполнение формы со слов владельца. Данные, в том числе о прежних собственниках, указываются настоящим на добровольной основе и могут не вполне соответствовать действительности — именно поэтому приобретать автомобиль с выпиской из электронного паспорта безопаснее в дилерском центре, чем с рук.
- Возможное отсутствие сведений о владельце. В соответствии с Федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных» в последней редакции от 27 июля 2006 года, автомобилист при заполнении ЭПТС вправе не указывать фамилию, имя, отчество и прочую важную информацию о себе. В результате новый владелец сможет посчитать, сколько собственников было у транспортного средства, однако будет лишён возможности узнать, кто они — за исключением последнего хозяина.
Ожидается, что проблема будет полностью устранена осенью 2019 года, однако предписаний законодателя на этот счёт пока нет.
Полезно знать:
- Новые правила техосмотра в 2021 году
- Как восстановить ПТС на машину в 2021 году
- Правила и порядок оформления Европротокола при ДТП в 2021 году
Получение ЭПТС
Заключительный вопрос — как получить электронный паспорт транспортного средства. В зависимости от обстоятельств процесс выглядит так:
- Автомобиль приобретён за пределами ЕАЭС. Покупатель обращается в аккредитованную испытательную лабораторию и получает электронный паспорт вместе со свидетельством о безопасности конструкции машины (СБКТС). Необходимые документы — договор купли-продажи, паспорт (загранпаспорт) и водительские права. Помимо таможенного сбора, придётся заплатить стандартную госпошлину в размере 600 рублей — это на 200 рублей меньше, чем при оформлении бумажного ПТС.
- Автомобиль куплен, в дилерском центре в пределах Евразийского экономического союза. В такой ситуации ЭПТС выдаётся сразу с договором купли-продажи, а клиент получает возможность запросить выписку из универсальной электронной формы. Регистрационные действия сотрудник ГАИ проводит непосредственно на основании документа; госпошлина обычно включается в стоимость услуг продавца.
- Автомобиль приобретён с рук. По желанию покупатель может внести запись в имеющийся бумажный ПТС — за это придётся отдать 350 рублей; если продавец уже располагает документом в электронной форме, новые данные в историю машины вносятся бесплатно.
- Документ старого образца утрачен, испорчен или полностью заполнен. Вплоть до 1 ноября 2019 года автолюбитель может обменять его на бумаге, заплатив государственную пошлину в размере 800 рублей — или, в любое время, предпочесть электронный ПТС за 600 рублей. При себе нужно иметь водительское удостоверение, паспорт, СТС и правоустанавливающий документ — договор купли-продажи, дарения, справку о наследстве и так далее.
Использование ЭПТС легитимно на всей территории ЕАЭС; отказ в его принятии на территории России можно оспорить в судебном порядке, а во время пребывания в других странах-участницах — путём обращения в местные надзорные органы.