
Михаил Демидов (Юрист)

Автор: Михаил Демидов (Юрист) (Все статьи автора)
- Что делать, если чужая машина заблокировала выезд? - 30.06.2020
- Как увольнять сотрудников при банкротстве предприятия - 19.06.2020
- Можно ли законно снизить работнику зарплату? - 05.05.2020
Частный извоз — прибыльное, но рискованное занятие: рано или поздно государство может обратить внимание не незарегистрированные доходы водителя и потребовать разъяснений. Чтобы избежать ненужных сложностей, лучше добиться официального разрешения на перевозку пассажиров. Как получить лицензию на такси в Москве самостоятельно и сколько придётся отдать за документы, будет рассказано ниже.
Правовые основы
Конституция России в статье 34, части 1 гарантирует каждому жителю страны свободу коммерческой деятельности. Любой человек, имеющий в собственности автомобиль и получивший права установленного образца, может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и приступить к легальному извозу.
Запретить это, не имея веских оснований, не вправе ни городские власти, ни Федеральная налоговая служба, ни иные проходимые в ходе оформления инстанции. Любой отказ должен быть мотивирован — в противном случае следует оспаривать его в судебном порядке.
Возить пассажиров без ИП или ООО тоже можно, однако в этом случае предприимчивому водителю грозят:
- штраф в размере 500–2000 рублей за неоформленную деятельность;
- штраф в размере 2000–2500 рублей за отсутствие лицензии;
- взыскание от Федеральной налоговой службы.
Первые два пункта предусмотрены статьёй 14.1, частями 1 и 2 Кодекса об административных правонарушениях. В качестве дополнительной меры наказания может использоваться конфискация машины.
Требования к автомобилю
Прежде чем обращаться в государственные органы, рекомендуется подготовить машину к проверке. Московский Департамент транспорта с начала 2019 года ужесточил требования к транспортному средству; теперь оно должно быть:
- Только жёлтого цвета с соответствующей разметкой. Возможны как окраска, так и оклейка кузова. На машины, перевозящие пассажиров за пределами Москвы и области, распространяются старые правила: наличие жёлтой полосы и «шашечек» на корпусе.
- Оснащено устройством выдачи чеков или платёжных бланков.
- Оборудовано на крыше трапециевидным фонарём, дающим оранжевый свет.
- Со встроенным таксометром, если оплата производится по километражу.
И, разумеется, машина должна быть полностью исправна, на ходу. Все обнаруженные проблемы необходимо предварительно исправить, после чего пройти техосмотр и получить заключение техника.
Эстетических требований к транспорту не предъявляется: главное, чтобы он одним своим видом не отпугивал потенциальных клиентов.
Полезно знать:
- Как оспорить штраф за парковку в Москве?
- Угнали машину: что делать?
- Что такое осмотр и досмотр автомобиля и есть ли разница?
Требования к водителю
В соответствии с условиями Департамента начиная с 2019 года водитель не может получить лицензию, работая на ООО и нанимая машину. Транспортное средство должно принадлежать непосредственно ему или быть оформлено в лизинг.
Помимо того, таксист должен:
- иметь трёхлетний и более опыт вождения;
- обладать гражданством России — полученным при рождении или приобретённым, не принципиально;
- не быть судимым за совершение аварии, в результате которой погиб человек или пострадало несколько людей, включая находившихся в салоне пассажиров.
Последний случай считается только если судом была установлена вина будущего таксиста. Участие в ДТП, тем более в роли пострадавшей стороны, никаких ограничений не накладывает.
Порядок получения лицензии
Поскольку получить лицензию в Москве и области, не зарегистрировав предварительно предпринимательскую деятельность, не получится, начать следует с этого шага. Обобщённый алгоритм действий будущего таксиста выглядит так:
- Подать в ФНС документы для открытия ИП. Сделать это можно, явившись в подразделение ФНС по месту жительства, обратившись в МФЦ или через «Госуслуги». В последнем случае можно, имея усиленную электронную подпись, на ИП бесплатно. Если ЭЦП нет и получать её не хочется (на это придётся потратить ещё около недели), следует просто заполнить форму на портале; государственная пошлина составит 800 рублей.
Список необходимых документов:
- паспорт или загранпаспорт;
- справка о прописке, если соответствующих сведений нет в первом документе;
- квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
- заявление о постановке на учёт.
Автолюбитель имеет право направить документы через нотариуса — это удобнее, однако за юридическую помощь придётся заплатить от 2000 рублей. В результате автомобилист получит или свидетельство о регистрации, или отказ. В последнем случае необходимо исправить допущенные ошибки и заново повторить первый шаг.
- Заявление с приложенным пакетом документов должно рассматриваться не более пяти рабочих дней. Чтобы не терять времени, гражданин может пока заняться оклейкой кузова в жёлтый цвет с «шашечками». Если машину планируется использовать исключительно как такси, имеет смысл заново окрасить корпус.
- Как только автомобиль будет приведён в нужное состояние, следует перерегистрировать его в ГАИ. За это придётся отдать 850 рублей; направить документы можно лично, по почте или через «Госуслуги». Как и раньше, допускается обращение через посредника. В результате в свидетельстве о регистрации должна появиться пометка о новом оттенке кузова и о новом целевом использовании транспортного средства.
- Имея на руках свидетельство о регистрации и обновлённое СТС, можно обращаться за получением лицензии в ведомственное учреждение. В Москве это — Департамент транспорта. В отличие от ранее предпринятых шагов, водителю придётся явиться лично или воспользоваться услугами посредника — направить бумаги через портал госуслуг или по почте уже не получится.
Предварительно нужно подготовить документы:
- паспорт или загранпаспорт — желательно то же удостоверение личности, на которое открыто ИП;
- свидетельство о постановке на учёт в качестве предпринимателя;
- ИНН;
- СТС;
- если машина взята в лизинг — соответствующий договор с компанией;
- заявление на получение лицензии.
Решение принимается на основании предоставленных данных в течение десяти рабочих дней. При получении отказа водитель должен узнать причину, после чего или исправить проблемы, препятствующие лицензированию, или, если отрицательный ответ неправомерен, обратиться в суд, попутно направив жалобу в прокуратуру. К обоим обращениям нужно приложить весь пакет ранее предоставленных бумаг.
Сколько придётся заплатить
Цена получения лицензии таксиста в столице с учётом всех издержек, кроме юридической помощи, — 10–12 тысяч рублей. Крайне не рекомендуется экономить на оклейке, таксометре и прочем оборудовании: неожиданный выход из строя может повлечь наложение штрафа, нередко превышающего стоимость «нормальных» приборов.
Нужно ли открывать ООО
Водителю, имеющему в распоряжении одну машину, более чем достаточно зарегистрировать ИП — при всей простоте этот процесс займёт достаточно времени и отнимет немало усилий. Оформлять общество с ограниченной ответственностью имеет смысл только если планируется создать личный таксопарк — от двух машин и более.
Несмотря на распространённое мнение, пользование лизинговым автомобилем не обязывает открывать ООО — нужно лишь при подаче документов на лицензию приложить договор с лизингодателем.
Штрафы и взыскания
О последствиях для автолюбителя, решившего стать таксистом, не получая лицензии, было написано выше. Помимо этих санкций, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штрафы:
- за нарушение условий лицензии — 1500–2000 рублей (статья 14.1, часть 3);
- за перевозку пассажиров в отсутствие разрешительных документов — 5000 рублей (статья 12.3, часть 2.1).