Как предъявлять электронный полис ОСАГО?

Обновлено: 20 ноября, 2019

Садясь за руль, водитель должен иметь при себе удостоверение, полис из страховой, а также некоторые другие документы — полный список приведён в Правилах дорожного движения. Скорее всего, остановок по дороге не случится, и ничего предъявлять не потребуется — но, пренебрегая своими обязанностями, автолюбитель рискует получить штраф, а то и остаться без прав. Вместо обычного полиса из страховой теперь можно получить цифровой; как предъявлять электронное ОСАГО и что случится, если этого не сделать, — далее в статье.

Немного теории

Вплоть до 2015 года безальтернативным вариантом для автомобилиста было оформление договора со страховщиком на бумаге. После получения документа достаточно было показать его или копию, заверенную представителем компании, инспектору — и продолжать путь.

Получая электронный полис, гражданин заключает со страховщиком дистанционный договор, не являясь в офис ни для предварительного обсуждения, ни для оплаты, ни для получения бланка.

Документ, иногда называемый е-ОСАГО, пересылается по указанному при оформлении адресу электронной почты. В комплект входят:

  • собственно полис, выполненный в цветном или чёрно-белом виде;
  • квитанция об оплате, заверенная компанией;
  • прочие бумаги, например, правила обращения к страховщику.

Безусловно, такой подход упростил жизнь водителю, а вот для инспектора, проверяющего документы, создал ряд вопросов, в частности:

  1. Как убедиться, что бланк не поддельный?
  2. Как проверять электронное свидетельство?

Первая задача решается предельно просто. Бланк заверяется штампиком электронной подписи — в нём приводятся наименование и идентификатор страховщика. Со второй всё сложнее — и водителю нужно сделать всё, чтобы упростить инспектору проверку, а себе — обеспечить скорейшее возобновление пути.

Варианты предъявления

Поскольку с появлением электронного документа выполнять старые требования ПДД и возить с собой оригинал стало попросту невозможно, в среде автомобилистов появились три варианта решения проблемы:

  1. Ничего не показывать. В самом деле, «цифру» в машину взять не получится, а предпринимать какие-либо дополнительные действия закон водителя не обязывает. И тем не менее, правила пока остаются те же: инспектор имеет право потребовать доказательства заключения договора со страховщиком, а автолюбитель это требование обязан выполнить. Отказ — административное правонарушение, и за него придётся платить штраф.
  2. Показать фотографию или собственно электронный документ на планшете/телефоне/ноутбуке. Метод значительно более логичен, поскольку позволяет не только продемонстрировать бланк, но и передать его для изучения из рук в руки. Но и тут есть сложности. Законом такой способ предъявления не регламентирован, а кроме того — в самый ответственный момент может разрядиться батарея, зависнуть само устройство, случиться ещё какой-либо эксцесс. В конце концов, файл может быть по рассеянности удалён самим водителем или членами семьи.
  3. Возить с собой распечатку. Вот и правильный вариант. Конечно, это всего лишь бумажка, изготовленная дома или в ближайшем салоне, однако на ней представлены все необходимые для проверяющего данные — а значит, провести проверку вполне можно.

Именно с учётом нового хода дел в статью 2.1.1, седьмой абзац ПДД было добавлено положение, разрешающее наряду с официальным бланком показывать работникам ГАИ бумажную распечатку — разумеется, если документ и был оформлен в электронном виде.


Полезно знать:


Требования к е-ОСАГО

Поскольку речь идёт о распечатке, строгих требований к бумаге не предъявляется. Существует лишь ряд условий — столь же логичных, сколь очевидных:

  1. Текст должен быть читаемым. Пара-другая неразборчивых символов подозрения у сотрудника ГИБДД не вызовут, а вот полностью размытый из-за плохих чернил или практически невидимый из-за отсутствия тонера документ — отличный повод продлить проверку или выписать штраф за езду без полиса.
  2. Формат бумаги должен быть удобным. В идеале бланк нужно распечатать на простом листе А4 или А5 — это удобно и максимально просто. Затем его можно сложить в несколько раз и присовокупить к прочим документам в барсетке или бардачке. Впадать в крайности незачем: лист А3, как минимум, будет неудобно возить и разворачивать, а начиная с А6 прочесть документ станет проблематично.
  3. На листе должна помещаться вся страница. Ни в коем случае не нужно обрезать не только виньетки, если они предусмотрены страховщиком, но и «шапку», а также приведённую внизу электронную подпись компании. Отсутствие этих или других значимый элементов позволит инспектору затянуть проверку или вовсе отказаться принимать документ

При этом работать с электронным полисом проще, чем с «настоящим». Потеряв одну распечатку, автомобилист может тут же изготовить другую — ехать в офис и заверять её не придётся.

Кроме того, для большей сохранности лист можно заламинировать. Поскольку на документе по умолчанию нет «мокрых» оттисков, сомнений в подлинности печати у инспектора не возникнет.

Порядок предъявления и проверки

После остановки машины действия должны разворачиваться следующим образом:

  1. Инспектор ГАИ должным образом представляется и просит показать документы.
  2. Водитель передаёт ему в руки свои удостоверение, СТС, прочие нужные бумаги и среди них — распечатку е-ОСАГО.
  3. Проверяющая сторона знакомится с текстом, проверяет наличие штампика электронной печати, после чего проверяет номер договора в единой базе Российского Союза Автостраховщиков.

Если всё верно, инспектор отдаёт документы и желает счастливого пути. Если есть несоответствия — задерживает автолюбителя до разъяснения.

Отсутствие у работника ГИБДД доступа к интернету не является виной водителя — и теоретически не может служить основанием для задержки.

Неправомерные действия инспектора, включая отказ принимать распечатку, могут быть обжалованы в судебном порядке. Рекомендуется направить жалобы начальству и в прокуратуру — это поможет ускорить процесс.

Возможно, в скором времени система предъявления е-ОСАГО будет наконец приведена к одному знаменателю: появятся мобильные приложения, специальные коды, демонстрируемые инспектору, и так далее.

Пока все эти возможные нововведения находятся на этапе разработки — а значит, водителю придётся возить с собой распечатку электронного полиса ещё как минимум несколько месяцев.

Уважаемые читатели!

Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте вопрос юристу через форму (внизу), либо через онлайн-чат или закажите обратный звонок через форму онлайн-консультанта и дежурный юрист сам перезвонит вам.

Это быстро и бесплатно!