Можно ли сдать на права без обучения в автошколе в 2019 году?

Обновлено: Июль 18, 2019

Наличие водительского удостоверения — необходимое условие для управления транспортным средством; это положение закреплено в отечественном законодательстве и не имеет исключений. В большинстве случаев автомобилистов устраивает стандартный порядок получения документа: несколько месяцев учёбы, а затем экзамены — внутренний и в ГАИ. Но устоявшаяся форма — не всегда самая удобная; как сдать на права без автошколы и возможно ли такое в принципе, будет рассказано ниже.

Правовая база

В настоящее время сдать экзамен на права, совсем не обучаясь в соответствующем заведении, не получится. Проект закона, дающего автолюбителю право сдавать теоретический экзамен экстерном, действительно существовал — но был благополучно отложен на неопределённое время. И, разумеется, никто не отменял практическое вождение — оно изучалось и будет изучаться впредь исключительно в очной форме.

В настоящее время связь между обучением в автошколе и сдачей теории совершенно ясно определяется в статье 26, пункте 1 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с последними коррективами от 30 декабря 2018 года. В соответствии с этим пунктом получение водительского удостоверения возможно при соответствии гражданина совокупности требований:

  • достижение установленного возраста — от 16 до 21 года, в зависимости от категории;
  • удовлетворительное состояние здоровья, позволяющее управлять автотранспортным средством без риска для себя и окружающих — подтверждается выдачей медсправки;
  • прохождение курса профессионального обучения.

Последнее — самое важное: если будущий водитель не был прикреплён к любой аккредитованной автошколе, возможности сдать теоретический экзамен, как бы хорошо ни были изучены правила дорожного движения, ему не предоставят.

С другой стороны, второй абзац того же пункта предполагает наличие разнообразных программ подготовки автомобилиста; об их видах — в следующем разделе.


Читайте также:


Варианты обучения

Гражданин, намеревающийся получить водительское удостоверение, может в настоящее время учиться в автошколе в следующих формах:

  1. Очная. Самая привычная, предполагающая регулярное посещение обучающимся занятий, сдачу тестов и внутренних, а затем — и государственных экзаменов.
  2. Онлайн. Человек остаётся дома и участвует в интернет-семинарах (вебинарах), на которых преподаватель знакомит учеников с новым материалом, а также, если предусмотрено регламентом школы, отвечает на вопросы. Такой вариант, в силу трудоёмкости для инструкторов, встречается реже прочих — зато по эффективности не уступает первому, а иногда его и превосходит.
  3. Дистанционная. Человек, записавшийся на курсы, получает доступ к личному кабинету, где просматривает записи лекций; проверка усвоения материала проводится в форме онлайн-тестов.

Последние два способа (обычно они оба называются дистанционными) имеют ряд преимуществ:

  • обучающемуся нет нужды тратить силы и время на то, чтобы добраться на очередной урок до автошколы, а потом — уехать домой;
  • будущий автолюбитель проходит курс в спокойной и комфортной обстановке, что позволяет лучше осмыслить материал;
  • учебные пособия — книги, брошюры, нормативные акты и интерактивные продукты — предоставляются в электронной форме, а их стоимость обычно уже включена в плату за обучение.

Главный минус дистанционного образования — отсутствие обратной связи. Даже вебинары в абсолютном большинстве случаев представляют собой монолог инструктора, и задать вопрос «с места», как это делается в классе, в таких условиях невозможно.

Переход на дистанционную форму обучения

Чтобы начать учиться в автошколе, предлагающей прохождение теоретического курса на удалённой основе, необходимо:

  1. Подать заявление на зачисление с указанием формы обучения.
  2. Заключить со школой стандартный договор на оказание услуг.
  3. Оплатить курсы, частично или полностью, и представить в учреждение квитанцию.
  4. Получить логин и пароль для входа в личный кабинет, в котором и будут доступны лекции и подручные материалы, и авторизоваться в нём.

Теперь будущему владельцу прав остаётся лишь старательно учиться, прослушивать и просматривать материал и сдавать промежуточные тесты — в зависимости от политики учреждения это делается или также через Интернет, или при личном посещении.

И, разумеется, учащемуся придётся пройти в полном объёме практическую подготовку — собственно вождение — на автодроме автошколы. Эти уроки, как правило, оплачиваются отдельно; реже — включаются в общую стоимость курсов.


Читайте также:


Подготовка к экзаменам

Итак, получить возможность сдать теорию и практику вождения, не будучи «прикреплённым» к автошколе, не получится; автолюбителю придётся присутствовать на экзаменах и пройти их на удовлетворительном уровне. По результатам испытаний он получит сертификат — его потребуется представить в ГАИ, чтобы перейти к государственному экзамену.

Помимо сертификата в ГИБДД понадобится принести:

  • паспорт — внутренний или заграничный;
  • заявление на сдачу экзамена — его можно заполнить на месте;
  • справку из медицинского учреждения о состоянии здоровья— она имеет ограниченный срок действия, а потому затягивать с получением не следует;
  • квитанцию, свидетельствующую об уплате государственной пошлины в установленном размере.

Просто прийти и сдать экзамен в ГАИ не получится; будущему обладателю удостоверения следует заранее записаться. Сделать это можно двумя способами: при личном посещении «своего» подразделения ГИБДД или по интернету.

Второй вариант предпочтительнее по целому ряду причин:

  1. Автолюбителю не придётся добираться до Госавтоинспекции и терять время в ожидании приёма.
  2. Можно выбрать любое удобное время — расписание экзаменов представлено в открытом доступе.
  3. Водитель, не нашедший подходящих часов приёма, вправе записаться на экзамен в другое подразделение.
  4. Госпошлину также можно оплатить в режиме онлайн — и в этом случае будущий автомобилист сэкономит 30% стоимости.

Запись на экзамен в ГАИ проводится на портале «Госуслуги»; чтобы получить доступ к опции, понадобится зарегистрироваться, указав свои настоящие имя и фамилию, сотовый телефон и паспортные данные.

Ещё один плюс записи онлайн — отсутствие предвзятого отношения. Крайне часто между инструкторами автошкол и инспекторами ГИБДД существуют приятельские отношения — а значит, ученик, «не угодивший» преподавателю, рискует сдать государственный экзамен далеко не с первого раза. Записавшись же онлайн, в любое приглянувшееся подразделение Госавтоинспекции, водитель может рассчитывать на максимально корректную оценку своих навыков.

Экзамен и пересдача

Чтобы приступить к прохождению испытаний, достаточно явиться в соответствующее подразделение в назначенное время и с полным пакетом документов. Экзамены для автолюбителей, выбравших дистанционный вариант обучения, проходят точно так же, как и для получивших навыки вождения в обычной форме.

Самый неприятный момент — неопределённость с учебным автомобилем. Водитель, проходящий практические испытания в ГАИ без сопровождения автошколы, может рассчитывать на три пути развития событий:

  • в подразделении есть собственные учебные автомобили — это оптимальный вариант, однако остаётся опасность растеряться, если марка машины отличается от «освоенной» в школе;
  • в ГИБДД практикуется «аренда» учебного транспорта или «подсадка» таких водителей в общий поток — разумеется, за плату;
  • учебной машины нет и заказывать её инспектор не собирается — а значит, водителю придётся самостоятельно позаботиться об аренде.

Последнее встречается крайне редко, но всё же бывает; будущему обладателю прав стоит заранее позвонить или лично явиться в выбранное подразделение Госавтоинспекции и прояснить вопрос с учебным автомобилем.

Если экзамен успешно сдан — отлично; водителю остаётся в установленный срок получить свои права и радоваться жизни. Если нет — придётся записаться на пересдачу. Сделать это можно не ранее чем через неделю после неудавшейся попытки; форма заявления на «Госуслугах» ничем не отличается от первичной, и водитель, как и раньше, может выбрать для прохождения испытаний любое подразделение в зоне досягаемости.