Как вернуть машину в автосалон по гарантии?

Приобрести транспортное средство — мотоцикл, легковую, грузовую машину или специальную технику — можно непосредственно у производителя, прежнего владельца или дилера. Все эти способы, при соблюдении необходимых формальностей, имеют равную юридическую силу и наделяют нового хозяина правом пользования, распоряжения, извлечения выгоды — и, в числе прочих, возврата некачественного товара. Как вернуть автомобиль в автосалон по гарантии и как общаться с кредитором — далее в статье.

Правовая база

Автомобиль, как прямо указано в пункте 2 Постановления Правительства №924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» от 10 ноября 2011 года с поправками от 17 сентября 2016 года, относится к соответствующей категории. Это значит, что транспортное средство не может быть, за исключением доброй воли продавца, возвращено, если в нём не выявлено существенных недостатков.

Получить свои деньги назад, ссылаясь на неподходящий цвет кузова или не так блестящую на солнце хромировку, покупатель не имеет права, а вот указав на протекающий бак или нерабочие тормоза — может.

Такая возможность закреплена в статье 503, пункте 3 и статье 475, пункте 2 Гражданского кодекса; в соответствии с этими положениями, приобретатель некачественного изделия имеет право требовать:

  • расторжения договора с автосалоном и возврата истраченных денег (статья 475, второй абзац пункта 2);
  • замены транспортного средства аналогичным, не имеющим изъянов (третий абзац пункта 2).

Уточняет порядок действий обеих сторон, в абзацах с восьмого по одиннадцатый, пункт 1 статьи 18 Закона №2300-1 «О защите право потребителей» от 26 января 1996 года с последними правками от 1 сентября 2018 года.

Согласно документу, требования о возврате средств или замене автомобиля должны быть предъявлены приобретателем в течение 15 суток с момента заключения договора купли-продажи.

Есть и исключения; срок не имеет значения, если:

  • недостаток настолько существенен, что не позволяет полноценно пользоваться автомобилем;
  • автосалон проигнорировал требование и вовремя не принял мер для исправления ситуации;
  • каждый год в течение нескольких лет ремонтные работы по гарантии занимают в сумме более 30 календарных дней.

Хотя законодатель предусматривает перед обращением в суд досудебное урегулирование вопроса, надеяться на немедленный возврат денег или обмен товара не стоит: как показывает практика, клиенту придётся сильно постараться, чтобы доказать своё право.


Претензия потребителя об отказе от договора купли-продажи и возврате уплаченных денежных средств за некачественный автомобиль


Исходя из этого, рекомендуется сразу, не дожидаясь ответа автосалона, готовить исковое заявление — а параллельно с ним жалобу в Роспотребнадзор.


Заявление в Роспотребнадзор

Исковое заявление о взыскании потребителем уплаченной суммы за товар ненадлежащего качества


Порядок возврата

Обнаружив в автомобиле существенный изъян, покупатель должен:

  1. Зафиксировать недостаток, обратившись в сервисный центр при автосалоне или к официальному представителю продавца. Для этого потребуется доставить машину на место осмотра, а по окончании процедуры — потребовать документ о наличии неисправностей, подписанный экспертом. Письменного обращения в данном случае не требуется — достаточно взять с собой паспорт, ПТС и в устной форме указать специалисту на имеющуюся проблему.
  2. Если выводы осмотрщика не совпадают с мнением покупателя — провести, за свой счёт, независимую экспертизу. По окончании мастер выдаст документ с перечнем всех выявленных недостатков; с этой бумагой клиент может обращаться в автосалон.
  3. Чаще всего устные просьбы забрать автомобиль и вернуть деньги не приносят результатов; покупателю следует сразу составить письменную претензию к автосалону. В ней, ссылаясь на приведённые выше положения, а также на определения существенных недостатков, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда №17 от 28 июня 2012 года (пункты 13–14), следует изложить суть требований. В том же документе необходимо привести:
  • фамилию, имя, отчество, контактные данные и реквизиты покупателя;
  • адрес салона, дату, время и обстоятельства приобретения;
  • технические характеристики машины: наименование производителя, марку, модель, год выпуска, цвет и прочие;
  • описание выявленных недостатков;
  • список прилагаемых документов (обязательно — договор купли-продажи, сервисную книжку, заключение аффилированного или независимого эксперта; остальные — по возможности или необходимости);
  • напоминание о необходимости письменного ответа;
  • дату составления документа;
  • подпись обращающегося.
  1. В соответствии со статьёй 22 Закона, автосалон или его официальный представитель должны ответить на претензию в течение 10 календарных дней с момента получения претензии. Чтобы точно зафиксировать время, следует направлять её или лично, или по почте — письмом с отметкой о вручении. Если документ подаётся через представителя, нужно оформить на него доверенность и заверить её у нотариуса.
  2. Если продавец отказался удовлетворить просьбу клиента, проигнорировал претензию, не уложился в указанный срок или каким-либо иным образом не исполняет своих законных обязанностей, потребитель может, по своему желанию, направить жалобу в Роспотребнадзор, дождаться ответа и вновь послать претензию, с приложением письма из госструктуры, в автосалон. Затем вновь начинается отсчитываться десятидневный срок; таким образом, можно потерять на претензиях и отписках не один месяц.

Более простой выход — после первого отказа или игнорирования обратиться в суд. В этом случае, в соответствии со статьёй 13, пунктом 6 Закона, истец может рассчитывать на возмещение затрат на покупку автомобиля в полуторном размере, а кроме того, компенсацию оплаты труда независимого оценщика, морального вреда и судебных расходов.

Каждый пункт расходов следует доказывать документально; если было получено письмо из Роспотребнадзора, его также нужно приложить к исковому заявлению.

Часто задаваемые вопросы

  1. Можно ли вернуть автомобиль, взятый в кредит?

Никаких ограничений на возврат товара, приобретённого с использованием заёмных средств, в перечисленных выше законах и постановлениях не содержится. В этом случае сначала необходимо добиться, чтобы автосалон перечислил полученные деньги кредитору, а затем взять в банке справку об отсутствии материальных претензий к заёмщику.

Если банк отказывается возвращать проценты по кредиту, уже выплаченные клиентом, тому следует подать новое исковое заявление в суд, ссылаясь в нём на пункт 2 статьи 13 Закона, предписывающий компенсацию продавцом (салоном) расходов, понесённых покупателем.

  1. Могут ли служить основанием для возврата некритичные проблемы, например, неработающие дворники?

Могут, однако, поскольку такой недостаток не считается существенным, обратиться к продавцу следует до истечения пятнадцатидневного срока с момента покупки.

  1. Что делать, если суд принял решение в пользу автосалона?

Пользуясь правом, данным ему статьёй 321 Гражданского процессуального кодекса, клиент может в течение месяца подать апелляционную жалобы в суд высшей инстанции.