Некачественный ремонт автомобиля: что делать?

Транспортное средство, даже самое дорогое и собранное по новейшим технологиям, рано или поздно потребует ремонта: по причине износа деталей, недостаточно бережного отношения владельца, пренебрежения регулярной профилактикой или, чаще всего, после попадания в ДТП. Если автомобилист не может решить проблему самостоятельно или собирается привести машину в рабочее состояние за счёт страховых выплат, ему придётся обращаться в автосервис; в этом случае следует быть готовым к возникновению новых сложностей, главная из которых — некачественный ремонт автомобиля. Что делать и куда обращаться автовладельцу, считающему, что восстановительные работы не были проведены на должном уровне, — далее в статье.

Понятие некачественного ремонта

Для начала следует отметить, что в отечественном законодательстве не существует нормы, позволяющей однозначно классифицировать произведённые ремонтные работы на качественные и некачественные.

Это сложная оценка, очень часто включающая и субъективную, и объективную часть.

Субъективно (с точки зрения владельца автомобиля или его представителя) ремонт может быть назван некачественным, если:

  • после восстановления внешнего вида на поверхности остались еле заметные царапины или вмятины (если они отдельно не упоминались в договоре обслуживания);
  • для покраски использовался не тот оттенок или применялись не те материалы (при том же условии, что в первом пункте);
  • если владелец машины после ремонта слышит подозрительные шумы, скрежет и так далее;
  • если ему кажется, что отдельные детали механизмов стали работать хуже или не были приведены в должное состояние.

Как показывает судебная практика, исключительно субъективные впечатления, не подтверждённые договором обслуживания или заключением независимого эксперта, не могут служить доказательством правоты автомобилиста.

Например, если владелец поручил автосервису перекрасить машину в угольно-чёрный цвет, получил на выходе, как ему кажется, простой чёрный и, не заручившись мнением специалиста, сразу подал в суд исковое заявление, шансов выиграть дело практически нет, тем более если в договоре не приведены точное наименование оттенка и используемых материалов. То же касается и посторонних шумов: пока их наличие не подтверждено и не объяснено экспертизой, это всего лишь личное мнение водителя.

К объективным признакам некачественного ремонта относятся:

  • восстановление внешнего вида или покраска с явно выраженными дефектами (особенно если именно эти недостатки являлись предметом ремонтных работ);
  • неправильная с технологической точки зрения установка механизмов и деталей механизмов;
  • использование неподходящих расходных материалов (например, заливка низкокачественного масла);
  • монтаж изношенных или бракованных механизмов или деталей под видом новых;
  • нанесение транспортному средству дополнительного вреда (в частности, путём изъятия качественных деталей, не требующих ремонта, и замены их на дешёвые аналоги).

Хотя водитель, разбирающийся в автомобилях, может попытаться доказать свою правоту самостоятельно лучше будет и при наличии объективных признаков плохо проведённого ремонта попросить оценки независимого эксперта — иначе автосервис может до бесконечности затягивать дело, ссылаясь на некомпетентность истца и приводя доводы своих специалистов.

Что понадобится для защиты своих прав при некачественном ремонте машины?

Независимо от того, проводится восстановление транспортного средства по инициативе и за счёт автолюбителя или на основании страхового договора, по КАСКО или ОСАГО, первое, о чём должен побеспокоиться владелец, — заключение договора обслуживания.

В нём должен быть прописан порядок работ, приведены списки подлежащих восстановлению элементов и используемых материалов, а также указаны дополнительные условия.

Документ должен быть заверен подписями сторон, а также, крайне желательно, печатью или штампом организации.

Кроме договора, автомобилисту, недовольному качеством ремонта, неплохо будет иметь в качестве доказательств:

  1. Платёжный документ (квитанцию), подтверждающий факт предоплаты, полной или частичной оплаты произведённых работ.
  2. Показания очевидцев заключения договора или последующего общения с представителями автосервиса. В отдельных случаях на основании этих показаний можно не только добиться проведения качественного ремонта, но и получить от организации компенсацию морального вреда.
  3. Подтверждающие правоту автолюбителя фото-, видео- и аудиоматериалы. Следует помнить, что действующее законодательство не запрещает вести съёмку при разговоре с представителями сервиса.
  4. Заключение независимого специалиста. Проведение экспертизы может быть назначено и в ходе судебного заседания; торопиться и обращаться к профессионалу, не поговорив предварительно с представителями автосервиса, не стоит: это может обернуться напрасной тратой денег.

Список не исчерпывающий: если владелец транспортного средства располагает другими свидетельствами своей правоты, вплоть от отвалившейся во время движения детали, ему следует присовокупить к делу и их; чем больше доказательств, тем лучше.

Порядок действий водителя

Прежде всего владельцу машины, считающему, что восстановительные работы были проведены с ненадлежащим качеством, нужно предъявить претензии представителям автосервиса.

При этом следует предоставить свою копию договора, квитанцию и все имеющиеся в наличии доказательства, а также в убедительной форме потребовать объяснений и нового ремонта, уже за счёт заведения.

Лучше всего изложить претензию в письменном виде; тогда и этот документ послужить дополнительным основанием для обращения в суд.

Если компания признает свою неправоту и согласится провести новый, бесплатный и качественный ремонт, на этом дело можно считать завершённым.

Но, к сожалению, обычно всё сложнее, и водителю приходится обращаться за помощью к своему страховщику или сразу подавать исковое заявление в суд.

Если ремонт проводился за счёт страховых выплат

Владельцу транспортного средства, восстановление которого осуществлялось по ОСАГО, рекомендуется придерживаться следующего порядка действий:

  1. Направить заявление с описанием возникших недоразумений страховщику.
  2. Дождаться, пока тот урегулирует разногласия с автосервисом или назначит проведение экспертизы (для этого, как правило, привлекаются специалисты, тесно сотрудничающие со страховой компанией).
  3. Если результаты экспертизы не удовлетворяют автомобилиста — провести за свой счёт независимую оценку. Если правота владельца транспортного средства подтвердится, он сможет взыскать потраченные на проведение исследований деньги через суд.
  4. При невозможности достичь консенсуса с автосервисом и страховщиком — подать исковое заявление в суд.

Обращение в суд

Если же ремонт осуществлялся за счёт владельца, без привлечения страховой компании, следует сразу подавать исковое заявление с описанием сложившейся ситуации в районный или городской суд.

В заявлении можно, в зависимости от обстоятельств, требовать:

  • полного возврата истраченных средств;
  • компенсации части стоимости ремонта;
  • оплаты исправления недоработок сервиса, выполненного за счёт истца;
  • проведения повторного бесплатного ремонта;
  • компенсации морального вреда.

Чем разумнее требования истца и чем меньше времени прошло с момента завершения ремонта (срок исковой давности, в соответствии со статьёй 196 Гражданского кодекса, составляет три года), тем скорее водителю удастся добиться справедливости, получив наконец в распоряжение исправно работающий и прилично выглядящий автомобиль.