Незаконный штраф ГИБДД: что делать и куда обращаться?

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, за нарушение Правил дорожного движения водитель, по неаккуратности или намеренно совершивший проступок, подвергается ответственности в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях: штрафу, заключению или изъятию водительского удостоверения. Чаще всего в практике встречается, как наименее обременительный для государства, первый вариант; значительно реже — третий и почти никогда второй. Что делать, когда инспектор ГАИ неправ, и как оспорить незаконный штраф ГИБДД — в настоящей статье.

Случаи незаконных штрафов

С юридической точки зрения незаконным является любое взыскание (не обязательно штраф за нарушение ПДД), назначенное без наличия достаточных оснований.

Как показывает практика по таким делам (а она, в силу распространённости объекта изучения, крайне обширна), далеко не всегда сотрудник Госавтоинспекции нарочно вводит автолюбителя в заблуждение; достаточно часто штраф выписывается вследствие простого недосмотра.

Впрочем, водителю от этого не легче: ему в любом случае придётся уплатить указанную сумму (в противном случае ему грозит новое административное взыскание, вплоть до ареста на 15 суток), а после добиваться отмены несправедливого решения и получения компенсации.

Классифицировать случаи неправомерного назначения административных взысканий не представляется возможным, поскольку в ошибках или намеренном пренебрежении инспектора своими обязанностями отсутствует система.

Правильнее будет привести несколько наиболее распространённых в отечественной практике случаев, а затем уже перейти к ответу на главный вопрос: что делать столкнувшемуся с несправедливостью водителю, чтобы как можно быстрее и в полном объёме возместить понесённые потери.

К самым характерным случаям неправомерного назначения административного взыскания относятся:

  1. Использование показаний камеры видеофиксации, перед которой не установлен, в соответствии со статьёй 8.23 Правил дорожного движения, соответствующий знак дополнительной информации. Водителю следует помнить: использование полученных с устройства фото- и видеоматериалов само по себе совершенно законно и не может быть оспорено; настаивать на отмене штрафа можно лишь в случае отсутствия указанного знака. Если нарушение зафиксировано только камерой и не может быть подтверждено находившимся там же сотрудником ГАИ, следует доказывать не свою невиновность (это бесперспективно), а наличие нарушений в действиях сотрудников правоохранительных органов.
  2. Недоказанный (фиктивный) выезд на встречную полосу, или пересечение двойной сплошной. Это правонарушение, в силу своей очевидности особенно любимое инспекторами ГИБДД, подпадает под определение статьи 12.15 КоАП и карается лишением водительских прав или взысканием в размере 5 тысяч рублей. Но автолюбителю не следует забывать, что он полноправный участник дорожного движения, которому государственные органы должны предоставить соответствующие условия для безопасной и комфортной езды. К таким условиям относится не только ровная поверхность трассы, но и наличие чётко различимой и правильно, в соответствии с действующим ГОСТом, нанесённой разметки. Если двойная сплошная (или любые другие необходимые линии) стёрлась от времени или, к примеру, занесены снегом, различить её, тем более находясь за рулём, невозможно — а значит, правил дорожного движения автомобилист фактически не нарушал. После остановки инспектором ему следует сослаться на состояние дороги, а если это не возымеет действия, сделать несколько фотографий полотна с неразличимой разметкой; в дальнейшем эти доказательства можно будет использовать в суде.
  3. Ошибочное опознавание транспортного средства. По российским дорогам перемещается множество машин одной марки, расцветки, одного года выпуска и даже со схожими регистрационными знаками. При обработке полученной записи система может дать сбой, и извещение о штрафе получит владелец похожего, но всё-таки другого автомобиля. Добиться справедливости в этом случае довольно просто: достаточно настоять на более тщательном изучении записи события и обратить внимание инспектора или судьи на имеющиеся различия — в частности, несовпадающие номера. Именно по этим соображениям водителю рекомендуется всегда держать номера чистыми — в противном случае он не только рискует получить вполне заслуженный штраф, но и не сможет доказать свою правоту в спорной ситуации.
  4. Допущенные в ходе оформления протокола нарушения. Даже, если автолюбитель действительно был неправ, он может оспорить назначение штрафа, приведя доказательства незаконных действий инспектора ГИБДД (например, заполнение акта без понятых и видеофиксации).

Возможны и другие ситуации, например, истечение срока давности по делу или использование при проведении экспертизы неапробированных приборов; вариантов незаконного оформления штрафа, как уже было сказано, множество, а потому водителю следует действовать исходя из конкретной ситуации и элементарного здравого смысла.

Как обжаловать неправомерный штраф?

Владелец транспортного средства, считающий, что административное взыскание было назначено ему незаконно, может попытаться оспорить решение инспектора ГИБДД; для этого необходимо знать, как и в каком порядке действовать.

В соответствии с положениями статьи 32 Кодекса об административных правонарушениях, гражданин сам может выбрать, куда обращаться:

  • собственно к сотруднику Госавтоинспекции (на деле тот в течение трёх суток переадресует претензию своему начальству, поэтому такой вариант бесперспективен);
  • к вышестоящему должностному лицу (это позволит пропустить этап трёхдневного ожидания);
  • в мировой суд (городской или районный), в котором ранее был назначен штраф.

Оптимальным выходом будет оспаривание штрафа в течение десяти дней после вынесения решения; в противном случае автомобилисту придётся, чтобы избежать нового (и уже действительно законного) административного взыскания, выплатить требуемую сумму, а потом через суд добиваться её возврата, что сильно затянет процесс.

Кроме того, ещё на стадии оформления протокола водитель может указать в нём, в графе «Объяснения» или непосредственно около подписи, в чём именно он не согласен с сотрудником ГАИ. Внесение уточнений в документ — неотъемлемое право участника дорожного движения, и препятствовать этому должностное лицо не может.

А вот отказываться от подписания протокола не стоит: инспектор всё равно оформит его, ссылаясь на присутствующих понятых или ведущуюся видеофиксацию, зато владелец транспортного средства потеряет возможность привести конструктивные соображения по поводу происшедшего.

Прежде чем обращаться в суд, следует, руководствуясь приведёнными в статье 322 Гражданского кодекса соображениями, направить жалобу на неправомерное назначение штрафа в Госавтоинспекцию.

Документ, по возможности беспристрастно составленный, должен содержать следующие сведения:

  1. Фамилию, имя, отчество, адрес и телефон заявителя.
  2. Фамилию, имя, отчество (можно инициалами) и должность инспектора, оформившего протокол.
  3. Наименование, номер и дату составления оспариваемого документа.
  4. Мотивированную просьбу о пересмотре дела с приведением всех имеющихся в распоряжении заявителя доказательств его правоты (показаний свидетелей, видео- и фотоматериалов, прочих документов; чем их больше, тем лучше для заявителя).
  5. Если податель бумаги не сможет лично присутствовать при рассмотрении своей жалобы — соответствующее уведомление.
  6. Подпись заявителя, её расшифровку и дату оформления документа.

Направленная в ГИБДД жалоба должна быть, как следует из статьи 30.5 КоАП, рассмотрена в течение 10 дней с момента её регистрации. Не стоит особенно надеяться на положительное решение: обычно такие заявления в инспекции отклоняются, и автолюбителю приходится обращаться в суд.

В целом исковое заявление должно содержать те же сведения, что были перечислены выше. Суд первой инстанции может рассматривать дело в течение двух месяцев с момента регистрации.

Если вынесенное решение не в пользу заявителя, он может оспорить постановление о назначении взыскания в вышестоящем органе, снова составив заявление и приложив все имеющиеся доказательства.

Так, постепенно продвигаясь от инстанции к инстанции, водитель сможет добиться справедливости; это непросто, но, если приложить необходимые усилия, вполне реально.