Как провести независимую экспертизу авто после ДТП?

Обновлено: Сентябрь 1, 2018

Обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства, порядок и особенности исполнения которого описаны в одноимённом Федеральном законе №40 от 25 апреля 2002 года, позволяет собственнику машины получить компенсацию в ряде случаев, в том числе и после попадания в аварию. На практике, чтобы уменьшить размер выплат, страховая компания, выдавшая полис, привлекает к оценке повреждений «своих» экспертов, преуменьшающих объём ущерба. Добиться справедливой компенсации поможет независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО; как её проводят и с какими сложностями может столкнуться автовладелец — в статье ниже.

Что независимая экспертиза даст хозяину транспортного средства?

Компенсационные выплаты собственникам пострадавших или уничтоженных в результате дорожно-транспортного происшествия автомашин — самая значительная статья расходов страховщиков, занимающихся выдачей полисов ОСАГО.

Отказать застрахованному лицу в возмещении ущерба на законных основаниях нельзя, а значит, компании остаётся лишь попытаться как можно сильнее уменьшить объём возмещения.

Использование при оценке ущерба лояльных страховой компании экспертов, как и предоставление последними неадекватных оценок повреждений, может подорвать доверие автолюбителей к страховщику, но не является ни уголовным преступлением, ни правонарушением. Следовательно, обращаться в суд с исковым заявлением, содержащим лишь собственное мнение о намеренном занижении размера полагающейся после ДТП компенсации бесперспективно: истец со стопроцентной гарантией получит отказ.

Доказать свою правоту и страховщику, и, впоследствии, суду можно, прибегнув к помощи независимого эксперта, который, в соответствии со статьёй 12.1 ранее упомянутого Федерального закона, оценит:

  • если автомобиль после инцидента пришёл в полную негодность — стоимость остатков (корпуса, деталей, элементов отделки);
  • объём работ, необходимых для восстановления автотранспортного средства, и затраты на них;
  • степень износа элементов и механизмов (к примеру, шин и амортизаторов) на момент ДТП.

Последний фактор, связанный со среднегодовым пробегом машины и районным коэффициентом (справочные данные), позволяет судить, насколько упала цена автомобиля по сравнению с исходной.

Опираясь на полученную сумму и стоимость восстановления, независимый оценщик скажет, сколько именно страховая компания должна выплатить водителю по ОСАГО. Теперь, имея на руках заверенный экспертом документ, автомобилист может обратиться с претензией к страховщику, а в случае отказа последнего — в суд.

Правовые основы независимой экспертизы

 В своей деятельности оценщики руководствуются следующими законами и подзаконными актами:

  1. Федеральным законом №40 «Об ОСАГО», принятым 25.04.2002 года.
  2. Приказом Министерства транспорта №277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу…» от 22.09.2016 года.
  3. Положением Центробанка №432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт…» от 19.09.2014 года.
  4. Положением Центробанка №433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» от той же даты.

К прочим документам, имеющим влияние на работу и решение независимого эксперта, относятся Гражданский кодекс, Правила дорожного движения, отдельные постановления и определения, а также прейскуранты цен на детали и виды восстановительных работ.

Критерии выбора независимого эксперта

Деятельность оценщика, вне зависимости от того, кто его нанял, страхователь или страховщик, должна соответствовать требованиям отечественного законодательства.

Помимо того, эксперт должен обладать достаточным багажом знаний, чтобы иметь возможность сделать однозначную и доказуемую оценку текущего состояния автомобиля.

Обращаться следует к специалисту, который:

  • включён в Единый государственный реестр Саморегулируемого общества независимых оценщиков;
  • имеет свидетельство о своевременном прохождении аттестации в Межведомственной комиссии (в Министерстве транспорта) и повышении квалификации (проводится каждые пять лет);
  • в достаточной мере знаком с требованиями законодателя, касающимися проведения оценки состояния автомобиля;
  • имеет соответствующее образование и опыт работы.

Первостепенное значение имеют первые два пункта: при их несоблюдении выводы эксперта могут быть проигнорированы страховой компанией, а при судебных разбирательствах признаны не имеющими силы.

Наказания для автомобилиста, обратившегося к «неправильному» оценщику, не предусмотрено, однако и пользы от такой консультации не будет.

Порядок проведения независимой оценки

После того, как хозяин транспортного средства уведомил своего страховщика об инциденте, дождался первой экспертизы и пришёл к выводу, что предлагаемой компенсации недостаточно, можно обращаться к независимому эксперту.

Делать это до проведения оценки страховой компанией не стоит: вполне может оказаться, что приглашённый ею специалист даст адекватное заключение — тогда надобность в дальнейших манипуляциях отпадает.

Водителю, несогласному с решением страховщика, следует:

  1. Найти внушающего доверие специалиста и удостовериться в наличии у него необходимых дипломов и сертификатов.
  2. Заключить договор на проведение экспертизы. Единой формы документа не предусмотрено, и каждая компания вольна использовать собственный шаблон. Однако документ на оказание услуг обязательно должен включать следующие блоки:
  • название организации-оценщика, её фактический адрес и контактные данные;
  • фамилия, имя, отчество, адрес проживания, телефон и электронная почта заказчика экспертизы (автовладельца);
  • название документа (собственного «Договор на оказание услуг» или «Договор на проведение независимой экспертизы»);
  • преамбула (включает перечисление обстоятельств, при которых был заключён контракт);
  • основная часть (способ, порядок, время и условия проведения оценки);
  • права и обязанности сторон: оценщика и владельца автотранспортного средства;
  • дополнительные условия (могут быть перечислены в приложении к основному тексту);
  • подписи сторон;
  • дата оформления документа.
  1. Для проведения оценки предоставить специалисту ранее полученные документы, касающиеся ДТП: акт и заключение инспекторов Госавтоинспекции, предложение страховой компании, результаты первой экспертизы и прочие.
  2. Определить с оценщиком время мероприятия с таким расчётом, чтобы иметь возможность уведомить об этом компанию-страховщика за пять рабочих дней до проведения экспертизы. Хотя послать извещение можно и заказным письмом с уведомлением о вручении, оно может дойти до адресата позже, чем рассчитывал отправитель, что сделает своевременное проведение оценки невозможным. Если планируется получить компенсацию не только от страховой компании, но и от виновника аварии, нужно идентичным образом известить и его.
  3. Лично явиться к началу процедуры. Если представитель страховщика и второй водитель были своевременно уведомлены, но проигнорировали событие, экспертиза может быть проведена и без них; заключение эксперта в этом случае сохранит юридическую силу.
  4. Дождаться, пока специалист окончит работу и оформит необходимые документы. Сделать это он может как сразу, так и в течение трёх рабочих дней с момента осмотра машины.
  5. Предъявить вердикт оценщика страховой компании и потребовать, сначала в устной форме, справедливых компенсационных выплат.
  6. Если устную просьбу страховщик проигнорировал, направить в его адрес составленное в свободной форме требование о пересмотре размера возмещения, приложив к нему заключение специалиста. Требование можно отнести в офис компании лично или переслать заказным письмом, с уведомлением о вручении.
  7. Если компания проигнорировала обращение страхователя или ответила отказом, подать жалобу на действия страховщика в Центробанк, в Российский союз автостраховщиков, в Роспотребнадзор, в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и прокуратуру. Часто такой подход позволяет решить проблему в досудебном порядке.
  8. Если и жалоба не возымела желаемого действия, обратиться с исковым заявлением в суд. Документ должен включать:
  • наименование, номер и адрес судебного участка;
  • фамилию, имя и отчество, адрес регистрации и контактные данные истца;
  • заголовок искового заявления;
  • суть и обоснование претензии;
  • требования по отношению к ответчику (выплата компенсации в полном объёме, возмещение морального вреда, оплаты услуг специалиста и иных понесённых расходов);
  • подпись истца и дату оформления заявления.
  1. К исковому заявлению нужно приложить все относящиеся к делу документы, от первого акта, составленного инспектором ГАИ, до заключения независимого оценщика и письменного отказа страховщика.
  2. Дождаться судебного процесса и решения судьи. Если оно покажется истцу несправедливым, он может обжаловать вердикт в вышестоящей инстанции.

Услуги независимого эксперта оплачивает сам автомобилист, обратившийся за помощью. В дальнейшем истраченную сумму можно включить в исковое заявление; если суд примет решение в пользу истца, он обяжет ответчика не только выплатить адекватную сумму на восстановление автотранспортного средства, но и компенсировать прочие связанные с иском затраты.