Новые правила техосмотра в 2019 году

Автомобиль, как известно, — источник повышенной опасности, и для водителя, и для его пассажиров, и для прочих участников дорожного движения. Одно это накладывает на владельца транспортного средства обязанность содержать его в исправности; соответствующие положения содержатся и в отечественном законодательстве, в частности — в Федеральном законе №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…» с последними изменениями от 23 апреля 2018 года. Насколько новые правила техосмотра отличаются от прежних и что грозит нарушителю — далее в статье.

Сроки проведения

В соответствии с Федеральным законом №170-ФЗ в новой редакции (в дальнейшем — ФЗ-170) технический осмотр проводится (статья 5):

  • исключительно сервисами, получившими аккредитацию Профессионального объединения страховщиков;
  • на возмездной основе, на основании предварительно заключённого договора;
  • с обязательным внесением результатов в единую информационную базу;
  • с выдачей владельцу транспортного средства диагностической карты, содержащей результаты осмотра.

Несколько лет назад обязанность автолюбителей регулярно проходить процедуру (по сути — экспертизу) была упразднена; владелец машины, за несколькими исключениями, мог по своему усмотрению приезжать на станцию и оплачивать услугу тогда, когда считал нужным.

Но весной прошлого года, учитывая возросшее количество «отказов» на дороге, законодатель принял решение возобновить практику обязательных технических осмотров автомобилей в России.

Начиная с 2019 года автовладельцы должны проходить полный комплекс мероприятий (статья 15):

  1. Для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и специальных автотранспортных средств, предназначенных или переоборудованных в соответствии с действующими законами для транспортировки опасных грузов или перевозки пассажиров — каждые полгода. (пункт 1).
  2. Для легковых, грузовых автомобилей с разрешённой массой до 3,5 тонн, полу- и автономных прицепов, мототранспортной техники — каждый год. Возраст машин, по отношению к которым устанавливается требование, — семь лет, считая год производства (пункт 2).
  3. Для грузовых автомобилей с разрешённой массой от 3,5 тонн, специальных и учебных транспортных средств — каждый год (пункт 3).
  4. Для автотранспортных средств, перечисленных во втором пункте, со времени выпуска которых прошло не менее трёх и не более семи лет, считая год производства, — каждые два года (пункт 4).

Той же статьёй предусмотрен ряд исключений и ограничений:

  • вплоть до достижения машинами, входящими в одну из категорий, перечисленных в пунктах 2 и 4 списка выше, трёхлетнего «возраста» проходить технический осмотр не обязательно;
  • первый осмотр транспортных средств, перечисленных в пунктах 1 и 3 списка, проводится до подписания договора со страховой компанией, в следующие после года производства двенадцать месяцев;
  • первый осмотр техники, категории которой перечислены в пунктах 2 и 4 списка, проводится до получения полиса у страховщика.

Пункт 5 той же статьи недвусмысленно налагает на владельца автомобиля обязанность проходить процедуру с указанной периодичностью, не выбиваясь за временные рамки; насколько суровым будет наказание за манкирование этим положением, рассказано в последнем разделе.

Кроме того, пункт 6 закрепляет за водителем право направлять машину на осмотр чаще, чем положено; разумеется, самостоятельно оплачивая каждый такой эпизод.


Читайте также:

Некачественный ремонт автомобиля: что делать?


Порядок осмотра

В соответствии с ФЗ-170, а также с общими принципами проведения процедуры алгоритм проведения техосмотра в общем случае таков:

  1. Хозяин автотранспортного средства по своему усмотрению выбирает сервис, удостоверяется в наличии у него аккредитации и записывается на приём. Начиная с этого года отменена привязка к регистрации машины: даже если она стоит на учёте во Владивостоке, заключить договор можно в Рязани, Тобольске или любом другом российском городе.
  2. Автомобилист или его представитель (достаточно простой расписки) приезжает в сервис с пакетом документов, включающим:
  • паспорт (загранпаспорт, вид на жительство, военный билет и так далее);
  • если необходимо — доверенность от владельца автомобиля;
  • на выбор — ПТС или СТС, можно и оба документа, непросроченных и находящихся в читабельном состоянии.
  1. Ответственный сотрудник пункта проверяет наличие необходимых документов и соответствие действительности изложенной в них информации; никаких бумаг сверх приведённого списка он требовать не вправе, однако может отказать в услуге, если «обязательные» отсутствуют, изношены до степени нечитаемости, явно подложны или выписаны на другую машину.
  2. Владелец машины или его представитель заключает договор на оказание услуг, заверяя типовой бланк с внесёнными мастером сведениями подписью. Вплоть до подписания документ остаётся недействительным — водитель в любой момент может забрать свои документы и уехать.
  3. В ходе технического осмотра мастер проверяет:
  • исправность тормозной системы в целом и отдельных её элементов;
  • работоспособность оптики: передних и задних фар и габаритных огней;
  • соответствие люфта руля установленным нормам;
  • допустимость концентрации экологически вредных соединений в отводимых газах;
  • наличие в машине огнетушителя, знаков аварийной остановки и аптечки в требуемой комплектации.
  1. По окончании процедуры заполняется диагностическая карточка. В ней содержатся:
  • уникальный десятизначный номер;
  • дата проведения работ;
  • наименование сервиса и данные производившего осмотр специалиста;
  • указания на несоответствие машины хотя бы одному из обязательных пунктов, делающие её эксплуатацию невозможной вплоть до устранения проблемы.

Диагностическая карточка оформляется в двух экземплярах: для автовладельца и сервиса. Одновременно с этим сведения заносятся в единую базу техосмотров.

  1. По желанию хозяин машины вправе фиксировать мероприятие на видеокамеру или регистратор; главное, чтобы в кадре отображались дата и время — иначе будет крайне затруднительно использовать запись в судебных разбирательствах.
  2. Если были выявлены серьёзные изъяны, мешающие эксплуатации автомобиля, собственнику необходимо исправить их в течение 20 календарных дней (статья 18, пункт 2 ФЗ-170) и вновь предъявить машину для осмотра в тот же сервис. Если для проведения процедуры была выбрана другая компания, придётся проводить техосмотр заново — и по полной стоимости.

Максимальная стоимость мероприятия, как и выдаваемой по окончании диагностической карты, определяется региональными властями.

В среднем за документ владельцу легковушки придётся заплатить 600 рублей, а за саму процедуру — 350–1700 рублей; государственная пошлина уже включена в стоимость и отдельно не взимается.

Штрафы за непрохождение

Хотя ФЗ-170 обязывает водителя проходить технический осмотр не позднее устанавливаемых в статье 15 сроков, положений, определяющих ответственность нарушителя, пока не разработано. Возможно, они будут внедрены до конца текущего года; пока же всё, что грозит автолюбителю, — штраф в 500 рублей. И это только в том случае, если он передвигается на заведомо неисправном автомобиле (статья 12.5, пункты 1 и 2 Кодекса об административных правонарушениях).


Читайте также:

Незаконный штраф ГИБДД: что делать и куда обращаться?


Административному штрафу подлежат лишь владельцы не прошедших осмотр транспортных средств, перечисленных в пункте 1 статьи 15 ФЗ-170. Для них пункт 2 статьи 12.1 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает штраф в размере 500–800 рублей.