Нужны ли права на скутер

Разновидностей транспортных средств сегодня более чем достаточно — на всякую потребность, любой вкус и кошелёк. Некоторые из них, вроде большегрузов или бетономешалок, обывателю не нужны; легковые же автомобили, внедорожники, мотоциклы и мопеды пользуются неизменным спросом — при этом владельцы нередко забывают, что управление транспортным средством рождает ответственность, в частности — обязанность пройти обучение и получить водительское удостоверение. Нужны ли права на скутер и как накажут за их отсутствие, будет рассказано ниже.

Правовая база

В соответствии с со статьёй 25, одиннадцатым абзацем пункта 1 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в редакции от 30 декабря 2018 года основной документ, подтверждающий право сидящего за рулём человека управлять автотранспортным средством, должен иметься у владельцев:

  • мопедов;
  • квадрициклов (квадроциклов).

Все эти устройства, а также скутеры, относятся к категории «М», выделенной законодателем в конце 2013 года. К их определяющим технологическим особенностям относятся:

  1. Объём двигателя. Он должен составлять до 50 кубов — в противном случае транспортное средство будет причислено к мотоциклам. При возникновении спорных ситуаций сотрудник Госавтоинспекции должен отправить мопед или скутер на экспертизу — с тем, чтобы окончательно определить принадлежность к одной из категорий.
  2. Наибольшая развиваемая скорость. Устройства, включаемые в категорию «М», могут «разгоняться» вплоть до 60 километров в час — при превышении этого предела вновь встанет вопрос об определении принадлежности.
  3. Мощность. Транспортное средство, оснащённое электрическим двигателем, должно «вкладываться» в диапазон 0,25…4 киловатта.
  4. Число колёс. Мопеды и скутеры по умолчанию оборудуются двумя колёсами, квадроциклы — четырьмя.

Итак, для управления скутером/мопедом не обойтись без водительских прав категории «М»; получить их можно в обычном порядке, обратившись в автошколу, собрав нужные справки, пройдя теоретический и практический курс обучения и уплатив государственную пошлину.

Есть и приятная сторона: согласно второму абзацу пункта 7 упомянутой статьи управлять мопедами и скутерами может водитель, имеющий любую другую категорию — отдельного курса проходить не нужно. Главное, чтобы в правах была, помимо основной, проставлена и «дополнительная» категория — иначе сотрудник ГИБДД не преминет выписать штраф, и водителю придётся предпринимать меры для защиты своих прав в суде.

В соответствии с действующим законодательством принадлежащие к категории «М» транспортные средства должны быть зарегистрированы в общем порядке; сделать это можно и до получения прав. При желании владелец может страховать собственность и проходить техосмотр; делать этого он не обязан.


Читайте также:


Международный статус

Полученные в России права нового образца действительны на территории большинства европейских и азиатских стран, в том числе в Таиланде. Собственнику, отправившемуся на отдых, не нужно получать местный документ — достаточно предъявить свой «пластик». За вождение без удостоверения полагается штраф, предусмотренный местным законодательством.

Порядок обучения

Получить водительское удостоверение категории «М» вправе любой прошедший медкомиссию гражданин России, достигший шестнадцатилетнего возраста. Пройти курс обучения можно и начиная с четырнадцати лет, однако сесть за руль получится только через два года — и нельзя утверждать, что за это время родное законодательство не претерпит новых корректировок, как всегда интересных и неожиданных.

Курс обучения состоит из общей теоретической и практической части, включающей:

  • «змейку»;
  • «восьмёрки»;
  • «полукруг»;
  • «коридор»;
  • разгон и торможение;
  • движение на стандартной скорости.

Пересдавать экзамен можно сколько угодно раз — никаких ограничений на этот счёт законодатель не устанавливает.

Штрафы за вождение без прав

Поскольку владельцы скутеров и мопедов начиная с 2014 года включены в общее правое поле, на них распространяются все требования и взыскания, предусмотренные отечественными законами.

Так, если водительское удостоверение получено, но забыто дома, остановивший транспортное средство инспектор ГАИ может, руководствуясь положениями статьи 12.3, пункта 2 Кодекса об административных правонарушениях, сделать забывчивому собственнику внушение или выписать штраф в размере полутысячи рублей.

Если самодвижущееся устройство было передано для управления третьему лицу, также не имеющему прав, платить придётся и владельцу, и водителю: первому, согласно пункту 3 той же статьи, 3 тысячи рублей, а второму — всё те же полтысячи.

Гражданин, приобретший автотранспортное средство, но не позаботившийся о получении прав, при остановке будет оштрафован, как следует из статьи 12.7, пункта 1, на сумму 5–15 тысяч рублей; если он ранее был лишён удостоверения, размер наказания увеличится вдвое от максимального предыдущего (пункт 2).

Наконец, владельцу мопеда или скутера, передавшего управление другому человеку, заведомо не имеющему водительского удостоверения, придётся уплатить 30 тысяч рублей; именно такая сумма предусмотрена пунктом 3 той же статьи.