Оценка стоимости ущерба после ДТП

Порядок действий водителей после аварии не установлен на законодательном уровне; главное, чтобы он соответствовал сложившейся ситуации и был как можно более логичным. Так, каждая сторона, при наличии возможности, должна удостовериться в отсутствии раненых и погибших, зафиксировать детали события, с помощью записывающей техники или набросав несколько эскизов, и обеспечить сохранность того, что осталось от принадлежащего ей транспортного средства: иначе оценка стоимости ущерба после ДТП будет невозможна. Как проводится экспертиза и что делать, если её результаты не вызывают доверия, — далее в статье.

Правовая база

Хотя отдельные этапы проведения независимой оценки подпадают под действие статей Гражданского, Гражданского процессуального кодексов и ряда других документов, самыми важными для водителя являются:

  • Федеральный закон №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности…» от 25 апреля 2002 года с последними изменениями от 29 декабря 2017 года (статьи 12 и 12.1);
  • Положение Банка России «О правилах проведения независимой технической экспертизы…» №433-П от 19 сентября 2014 года.

Порядок первичного обращения к оценщику определяет наличие у пострадавшей стороны действующего договора ОСАГО: если он есть, как обычно и случается, эксперт действует по поручению страховой компании и, соответственно, автомобилисту не приходится оплачивать его услуги.

Если же полиса у автолюбителя нет, инициировать проведение оценки придётся ему самому — как и отстаивать свои интересы перед второй стороной конфликта и связанными с ней лицами, включая страховщика. В том и другом случае порядок экспертизы приблизительно одинаков; подробнее он будет рассмотрен в следующем разделе.

Проведения исследований можно избежать, если между водителем и страховой компанией не возникает споров относительно стоимости ущерба; по понятным причинам такой исход редок, но его достижение помогает существенно сэкономить время и нервы (статья 12, первый абзац пункта 11 указанного Федерального закона).

Вплоть до окончания работы оценщика водитель, рассчитывающий на страховое возмещение, не должен проводить в отношении машины какие бы то ни было ремонтные или восстановительные работы — иначе адекватных результатов экспертизы не добиться.

Как проводится независимая оценка ущерба

Чтобы получить компенсацию за нанесённый транспортному средству урон, водитель должен:

  1. После документального оформления инцидента, в рамках европротокола или инспектором ГИБДД, направить бумаги по адресу страховой компании или её представителя или принести их лично, приложив к ним заявление на возмещение убытков, прямое или страховое. Полный список необходимых документов приведён в договоре страхования (статья 12, третий абзац пункта 1 упомянутого Федерального закона).

Скачать бланк европротокола


2. Если заявитель собрал не все предусмотренные бумаги, страховщик уведомляет его об этом:

  • письменно, в течение трёх рабочих дней после получения требования по почте;
  • незамедлительно, если оно было передано автомобилистом или его законным представителем лично (пятый абзац пункта 1).
  1. Для проведения осмотра с целью определения реального ущерба потерпевший должен в течение пяти рабочих дней с момента принятия страховой компанией первого заявления с пакетом сопутствующих документов представить представителю компании своё транспортное средство — или то, что от него осталось (первый абзац пункта 10). По обоюдному согласию сторон срок представления автомобиля и проведения первичных исследований может быть перенесён или продлён (первый абзац пункта 11), а если заявитель не выполняет своей обязанности — увеличен страховой компанией не более чем на 20 дней, не считая праздничных (второй абзац пункта 11).
  2. Если осмотр не дал однозначных результатов, страховщик имеет право, до истечения десяти рабочих, провести исследование машины виновника аварии или её остатков; отказать в представлении транспортного средства второй водитель права не имеет (второй абзац пункта 10).
  3. Если то или иное из задействованных в инциденте транспортных средств не может быть доставлено для осмотра, страховщик, до истечения пяти рабочих дней, должен организовать исследования по месту нахождения объекта (третий абзац статьи 10).
  4. Если страхователь и страховщик удовлетворены выводами на основании первичной оценки, дальнейших мероприятий не проводится, и заявитель получает причитающуюся ему сумму или направление в автосервис (статья 12).
  5. Водитель, не согласный с результатами проведённой страховщиком оценки, может настаивать на проведении в течение ранее указанного срока независимой экспертизы, направив в адрес компании соответствующее заявление (первый абзац пункта 13).
  6. Если страховая компания проигнорировала это требование или не уложилась в установленный срок, автомобилист получает право самостоятельно привлечь к оценке независимого эксперта, оплатив его услуги за свой счёт (второй абзац пункта 13).
  7. На основании результатов исследований владелец автомобиля может требовать от страховой компании выплаты компенсации в определённом оценщиком объёме, а также возмещения расходов на оплату его работ (статья 14).
  8. Если страховая компания отказывается от исполнения требований, автолюбителю следует направить жалобы в Центральный банк и Российский союз автостраховщиков, а параллельно — подать исковое заявление в суд. В последнем можно требовать уже не только возмещения расходов на восстановление автомобиля и оплату услуг эксперта, но и выплаты компенсации за моральный вред. В качестве доказательств к заявлению следует приложить те же документы, что были направлены страховщику, а также заключение эксперта, чеки, квитанции и прочие относящиеся к делу бумаги.

Если потерпевший предъявляет требования непосредственно к виновнику аварии, не обращаясь к страховой компании, независимая экспертиза проводится сразу и за свой счёт; при этом следует учитывать, что и вторая сторона вправе привлечь к определению суммы ущерба «своего» оценщика.

В соответствии со статьёй 12.1 того же Федерального закона, независимая оценка проводится в порядке, предусмотренном Положением №433-П:

  1. После представления для исследований машины (или того, что от неё осталось), отдельных деталей, других автомобилей и относящихся к делу объектов, а также регистрационных документов, протоколов и справок эксперт приступает к работе (пункты 1–3). Привлекать к повторным исследованиям того же оценщика, а также материально заинтересованных лиц не допускается (пункты 4 и 6).
  2. Во время экспертизы лицо, её проводящее, вправе требовать разъяснений у всех заинтересованных сторон: потерпевшего, виновника и страховщика, — а также привлекать к процессу других профессионалов (пункт 5).
  3. При проведении исследований в расчёт принимаются:
  • стоимость требуемых восстановительных и ремонтных работ;
  • степень износа заменяемых комплектующих и узлов;
  • стоимость остатков машины;
  • суммарный среднегодовой пробег (статья 12.1, пункт 1 ранее упоминавшегося Федерального закона).

По окончании исследований эксперт составляет исчерпывающее заключение, на основании которого водителю выплачивается компенсация, организуются ремонтные работы или автомобилистом составляется исковое заявление в суд.