Помощь виновнику ДТП

В соответствии с российским законодательством, в частности, Федеральным законом №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств», компенсацию пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии выплачивает страховая компания водителя, из-за неосторожности которого произошёл инцидент. Однако не всегда суммы, с которой готов или может на законных основаниях расстаться страховщик, достаточно для полного возмещения нанесённого ущерба; оставшаяся часть в этом случае взыскивается непосредственно с автолюбителя. Как действовать и где получить помощь виновнику ДТП, столкнувшемся с непомерными требованиями, — далее в статье.

Основные положения

Согласно упомянутому выше Федеральному закону №40-ФЗ, страховая компания водителя, признанного виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия, обязана выплатить пострадавшей стороне:

  • при причинении вреда здоровью или жизни потерпевшего (другого автомобилиста, лиц, находившихся в салоне и так далее) — до 500 тысяч рублей на каждого человека (статья 7, пункт а);
  • при причинении вреда собственности (автомобилю, отдельным его деталям и прочему имуществу) — до 400 тысяч рублей на каждого человека (статья 7, пункт б).

Никаких дополнительных требований законодатель на страховщика не налагает; кроме того, последний, стремясь минимизировать собственные потери, обычно приуменьшает подлежащий возмещению в рамках договора размер ущерба, перекладывая таким образом ответственность на виновника аварии.

Например, происшедший случай может быть квалифицирован как нестраховой, и если провинившемуся водителю не удастся доказать обратное, ему придётся компенсировать убытки всем пострадавшим — в полном объёме и в установленные сроки, — не говоря уже о ремонте собственного транспортного средства.

Не лучше будут обстоять дела и у автомобилиста, совершившего аварию без полиса ОСАГО: ему уже безо всяких оглядок на Федеральный закон №40-ФЗ необходимо будет возмещать потери всем пострадавшим от его неосторожности.

Если доказать свою невиновность у виновника ДТП не получится, единственное, что ему останется в такой ситуации, — предпринять меры по уменьшению размера ущерба.

Для потерпевшей стороны обычно не имеет принципиального значения, от кого она получит компенсацию, от страховой компании или непосредственно от виновника дорожно-транспортного происшествия. Главное для неё — своевременное и полное возмещение урона, требовать которого пострадавший имеет право согласно статьям 15 (пункт 1) и 1064 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Провинившемуся водителю не следует рассматривать вторую сторону как врага; значительно продуктивнее будет попытаться договориться с ней о снижении суммы требований в досудебном порядке, а если не получилось — попытаться аргументировать свою точку зрения в суде.

На обоих этапах лучше воспользоваться помощью квалифицированного адвоката, специализирующегося на защите прав автомобилистов: это отличный способ сэкономить не только время и нервы, но и собственные деньги.

Досудебное урегулирование

Дорожно-транспортное происшествие предполагает три варианта развития событий:

  1. Обе стороны договорились не вызывать сотрудника Госавтоинспекции и не обращаться к своим страховщикам — или, что случается крайне редко, не имели на тот момент полиса ОСАГО. В этом случае переговоры виновника с потерпевшим проводятся на уровне межличностного взаимодействия: потерпевший определяет, самостоятельно или с помощью независимого оценщика, сумму ущерба, а виновник выплачивает компенсацию в полном объёме и в оговорённые сроки. Добиться уменьшения требований неосторожный автомобилист может, доказав пострадавшему необоснованность его требований. После достижения консенсуса деньги передаются потерпевшему под расписку, и на этом его претензии к виновнику считаются исчерпанными.
  2. Автолюбители на законных основаниях не вызывали инспектора ГИБДД и до истечения пятидневного срока обратились в свои страховые компании. Тогда виновнику, не согласному с требованиями пострадавшего или с действиями страховой компании, следует провести независимую экспертизу, после чего направить требование о пересмотре размера выплат и страховщику, и потерпевшему. С большой долей вероятности обе стороны ответят отказом; полученные документы следует сохранить, а впоследствии присовокупить к встречному исковому заявлению в суд.
  3. Водители, попавшие в аварию, вызвали сотрудника ГАИ, а затем обратились к своим страховщикам. Это самый распространённый случай, наиболее выгодный для виновника аварии: он в своих требованиях и претензиях может оперировать не только заключением независимого эксперта, но и составленными протоколами и прочими относящимися к происшествию документами, полученными от инспектора ГИБДД. Зачастую наличие уточнений в протоколе позволяет виновнику добиться уменьшения размера требуемой компенсации, например, за счёт перенесения части обязанностей обратно на страховую компанию.

Во всех случаях виновник, чтобы не усугублять своё положение, должен действовать строго в рамках закона, используя только подлинные документы и ведя переговоры и со своим страховщиком, и с потерпевшей стороной максимально корректно.

Если по каким-либо причинам это не представляется возможным, следует прибегнуть к помощи посредника — адвоката или лица, имеющего официальное право на представление интересов допустившего промах водителя.

Подготовка к суду

Если добиться уменьшения объёма требований по компенсации ущерба в досудебном порядке не получилось, виновнику ДТП остаётся только подать встречное исковое заявление в суд в отношении потерпевшего, параллельно добиваясь пересмотра суммы, которую готов выплатить страховщик. При подготовке исковых заявлений, как и при попытках добиться справедливости вне зала суда, лучше воспользоваться помощью знающего юриста.

Порядок действий водителя:

  1. Собрать полный пакет документов, в который входят:
  • копия паспорта или иного документа, подходящего по мнению законодателя для идентификации личности;
  • протоколы, акты, результаты технической экспертизы и прочие документы, полученные в Госавтоинспекции и непосредственно касающиеся происшедшего;
  • заключение независимого эксперта, позволяющее сделать вывод о необходимости уменьшения суммы требований;
  • письменные отказы страховой компании и пострадавшего от пересмотра размера компенсации;
  • платёжные документы и чеки, связанные с расходами на проведение независимой оценки ущерба, уже произведённым частичным возмещением урона и прочими расходами, относящимися к дорожно-транспортному происшествию;
  • прочие имеющие значение документы.
  1. Составить исковые заявления по отношению к потерпевшему и страховщику. В каждом их них необходимо привести:
  • наименование, адрес и, по желанию, контактные данные судебного органа, в который направляется документ;
  • фамилию, имя и отчество (полностью), дату рождения, адрес проживания и контакты подателя искового заявления;
  • краткое описание происшедшего, составленное на основании протокола ДТП и не содержащее необъективных дополнений со стороны составителя;
  • суть требований: уменьшение размера компенсации, в целом или за счёт страховщика, возмещение морального вреда, издержек на судопроизводство и проведение независимой оценки состояния автомобиля и так далее;
  • подпись и дату.
  1. Дождаться рассмотрения исковых заявлений в суде и вынесения по каждому из них решения.

И пострадавший в ДТП, и виновник аварии имеют, в соответствии со статьёй 321 Гражданского процессуального кодекса (пункт 2), право обжаловать решение в суде высшей инстанции в течение одного месяца.

В дальнейшем стороны могут продолжать общение в рамках судебных заседаний или, по обоюдному согласию, решить вопрос полюбовно — такой способ вполне законен и не предполагает ответственности как для истца, так и для ответчика.