Ремонт по ОСАГО в 2019 году: сроки, выплаты и нюансы ремонта

Обновлено: Июнь 8, 2019

Ремонт по ОСАГО: сроки, выплаты и нюансы

Повреждение или полное уничтожение машины в ДТП — не самое страшное событие, которое может случиться с автовладельцем — но, безусловно, крайне неприятное. Немного утешает то, что хозяин застрахованного транспортного средства имеет право на ремонт, выполняемый за счёт ранее совершённых страховых выплат, или материальную компенсацию. В каком порядке проводится ремонт автомобиля по ОСАГО и можно ли в 2019 году заменить его деньгами, будет рассказано ниже.

Основные положения

Порядок проведения оценки и ремонтно-восстановительных работ в соответствии с договором ОСАГО регулируется Федеральным законом №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности…» с последними изменениями от 1 июня 2019 года.

Это значит, что страховая компания может по своему усмотрению делать предлагаемые страхователю условия — сроки и нюансы ремонта или размер компенсационной выплаты — более привлекательными, а вот лишать клиента данных законом гарантий не вправе.

Само по себе отступление страховщика от перечисленных ниже норм является достаточным основанием для обращения в суд — который, при наличии доказательств, с большой вероятностью будет выигран истцом.

Главные положения, касающиеся ремонта машины по ОСАГО, содержатся в статье 12 упомянутого закона. К ним относятся следующие:

  1. Обязанность сервиса, являющегося по отношению к страховщику дочерним предприятием или подрядчиком, использовать для ремонта исключительно новые запчасти и узлы — только если обратное не зафиксировано в дополнительном соглашении между сторонами договора ОСАГО (пункт 15.1).
  2. Обязанность авторемонтной мастерской или иной осуществляющей ремонт организации завершить работы в течение 30 календарных дней; увеличение срока возможно при серьёзном повреждении объекта, требующем проведения дополнительных манипуляций, и только с согласия владельца (пункт 15.2).
  3. Для обладателей легковых машин, зарегистрированных в России, в качестве основной меры компенсации предусмотрены восстановительные работы, проводимые СТО по заказу страховой компании (пункт 15).
  4. Владельцы иных разновидностей автомобилей по-прежнему могут выбирать между прямым возмещением и денежной выплатой, производимой страховщиком. В обоих случаях размер компенсации не может превышать максимального установленного (пункт 15).
  5. Гарантийный срок, предоставляемый действующим от имени страховой компании сервисом, составляет в 2019 году: на работы по коррекции и покраске кузова — один год, на прочие, включая замену повреждённых деталей, — полгода. Эти сроки могут по инициативе страховщика быть продлены, но не сокращены (пункт 15.1)
  6. На сайте страховой компании должны быть перечислены все сервисы и автомастерские, с которыми она сотрудничает. Клиент имеет право как выбирать любой из них для проведения восстановительных работ, так и отказаться направлять транспортное средство в отсутствующую в списке точку (пункт 17).
  7. Автосервис обязан предварительно согласовывать изменение порядка и объёма восстановительных работ с обеими сторонами договора ОСАГО; при этом клиент может информироваться как непосредственно представителем мастерской, так и сотрудником страховщика (пункт 17).
  8. При превышении оценочной стоимости ремонта установленного законодателем предела, составляющего на 2019 год 400 тысяч рублей, страховая компания может по своему усмотрению или заменить работы денежной выплатой, или настаивать на покрытии страхователем разницы (пункт 17).
  9. Стоимость имущества, пострадавшего в результате аварии и не относящегося к составляющим механического автотранспортного средства, компенсируется только в денежной форме; любые поступающие от страховщика предложения починить такую вещь незаконны и могут быть отвергнуты клиентом как в устной, так и в письменной форме (пункт 16).

Не стоит пренебрегать возможностью уведомить контролирующие органы, от прокуратуры до Центробанка и Российского союза автостраховщиков, о совершаемых компанией нарушениях: если за год было допущено больше двух доказанных эпизодов, она может лишиться права отправлять машины на ремонт, что подразумевает обязанность выплачивать по каждому обращению денежные компенсации (пункт 17.1).

Упоминание об этом — отличный аргумент в спорах, позволяющий клиенту настоять на своём, не тратя попусту нервы и время.


Читайте также:


Место проведения ремонта

После обращения в страховую компанию и проведения независимой экспертизы автолюбитель имеет право выбрать один из предлагаемых для проведения ремонта сервисов. Как правило, доступны следующие варианты:

  • автосервис, принадлежащий страховой компании;
  • дилерский центр производителя;
  • сторонняя станция обслуживания;
  • мастерская, предложенная самим клиентом.

Первый вариант — не всегда самый плохой: страховщик имеет возможность не только проконтролировать порядок проведения работ, но и напрямую влиять на исполнителя. Второй подходит для легковушек возрастом до двух лет; третий — для всех автомобилей.

Направление в «свой» сервис придётся согласовывать с компанией, однако проблем в этом случае возникает не так много, как кажется неподготовленным автовладельцам.

Порядок работ

Сразу после установления обстоятельств инцидента и проведения оценки нанесённого машине урона страховая компания вместе со страхователем выбирают исполнителя работ. Затем первая составляет направление на ремонт и подписывает с автосервисом договор на проведение работ. Клиент в заключении контракта не участвует: на всём протяжении ремонта договорные отношения у него сохраняются только со страховщиком.

Владелец машины получает право контролировать все этапы ремонта, от поступления в сервис до заключительной отделки. Кроме того, автолюбитель может требовать представить ему подтверждение использования сотрудниками мастерской только новых деталей и узлов — от накладных до чеков. Единственное исключение, упомянутое выше, — данное раньше согласие на установку бывших в употреблении запчастей; подпись, поставленная клиентом, лишает его возможности в дальнейшем требовать закупки сервисом только новых компонентов.

Вместе с тем законодатель не запрещает страхователю помогать автомастерской в поиске редких деталей, приобретать нужные элементы за свой счёт или по собственному желанию компенсировать сервису часть расходов.


Читайте также:


Страховая компания выдаёт направление на ремонт в течение двадцати календарных дней с момента проведения оценки повреждений. Если автолюбитель не согласен с выбором автосервиса, он имеет полное право просить другого назначения — в устной или письменной форме.

При составлении сметы восстановительных работ принимается во внимание стоимость всех подлежащих замене деталей, узлов и покрытий с учётом утраты товарной стоимости (УТС) с одной стороны и роста цен за время ремонта с другой; другая составляющая оценки — оплата труда специалистов. Водитель, несогласный с оценкой, может настаивать на проведении повторной экспертизы. Осуществляется она за счёт страхователя, но впоследствии он, если окажется прав, сможет получить компенсацию в судебном порядке.

По окончании работ автовладелец должен принять восстановленное транспортное средство; если будет замечена полная или частичная утрата функциональности, необходимо сразу, на месте, заявить об этом представителю страховщика и сервиса, зафиксировать претензии и настаивать на проведении нового ремонта.

Отказ от ремонта по ОСАГО

Хозяин машины имеет неоспоримое право отказаться от проведения ремонтных работ по направлению страховщика и восстановить транспортное средство своими силами. В этом случае на компенсацию по ОСАГО рассчитывать не приходится; единственная для автолюбителя возможность возместить расходы — подать исковое заявление в суд с требованием взыскать стоимость работ с непосредственного виновника аварии.

Истребование денежной компенсации со страховщика

В настоящее время получить деньги вместо не всегда качественного ремонта для владельца легковой машины практически невозможно; право выбора закреплено за страховой компанией, и единственное стопроцентное исключение из правила — полное уничтожение автомобиля.

Тем не менее, клиент может попытаться получить материальное возмещение через суд; разумеется, это возможно только если ремонтные работы ещё не производились.

Зато требовать компенсации морального вреда, превышения сроков и порчи транспортного средства во время нахождения в сервисе можно и нужно в любое время, вплоть до истечения срока исковой давности; главное — собрать доказательства, правильно подготовить исковое заявление и сохранять намерение восстановить справедливость на всём протяжении процесса.