В каких случаях Европротокол могут признать недействительным

Обновлено: Ноябрь 4, 2019

The following two tabs change content below.
Демидов Михаил

Демидов Михаил

г. Новосибирск, Новосибирский юридический институт (филиал Томского государственного университета). Кафедра Гражданского права, Юрист, опыт работы 8 лет.

Возможность оформить Европротокол, не дожидаясь приезда инспектора ГИБДД, довольно заманчива: водителям нужно лишь договориться между собой, заполнить бланк — и своевременно направить его страховщику. Однако иногда, даже при формальном соблюдении условий Федерального закона №40-ФЗ, такой документ не будет иметь юридической силы. В каких случаях Европротокол будет недействительным и как избежать ошибки — в следующей статье.

Немного теории

Составление протокола по европейскому стандарту допускается при соблюдении следующих условий, предусмотренных статьёй 11.1 упомянутого федерального закона:

  • нет других пострадавших, кроме двух водителей, которые и оформляют документ;
  • оба они вовремя оформили страховой полис, и на момент инцидента он продолжает действовать;
  • нанесённый пострадавшему ущерб не превышает 100 тысяч рублей — по предварительной оценке.

И самое главное: оба участника согласны на оформление аварии в упрощённом порядке, готовы внести сведения в бланк и поставить под ними свои подписи. Если все эти требования выполняются, скорее всего, не возникнет проблем и с получением компенсации от страховщика.


Скачать бланк Европротокола


Когда нужно вызывать инспектора

Не стоит настаивать на оформлении Европротокола, если существует хотя бы одно из перечисленных ниже препятствий:

  1. Вторая сторона переговоров проявляет агрессию, выдвигает дополнительные условия или просто выражает отказ участвовать в процессе. Убеждать водителя, а тем более давить на него или применять силу, не стоит — лучше решить все вопросы, вызвав ГАИ.
  2. Складывается впечатление, что водитель второй машины находится под воздействием тех или иных опьяняющих/психотропных веществ — от алкоголя до наркотических препаратов.
  3. Во время столкновения были задеты, хотя бы мельком, другие автомобили. В этом случае, несмотря на незначительность повреждений, и их водители будут признаны участниками аварии.
  4. Не сходятся оценки тяжести нанесённого ущерба. Каждый автомобилист имеет право на своё мнение — а заниматься установлением суммы в такой ситуации будут Госавтоинспекция и страховые компании.
  5. При инциденте не были задеты другие машины, но пострадало стороннее имущество — например, принадлежащее государству: разметка, знаки, остановка, семафор и так далее. Вполне логично, что возмещением расходов заинтересуется и третья пострадавшая сторона — а такая ситуация в Европротокол уже не вписывается.
  6. Урон автомобилю нанесён вообще не в результате дорожного происшествия. Так, если один водитель поцарапал машину другого ручным инструментом, причём оба транспортных средства стояли на месте, возмещение ущерба будет проводиться в гражданско-правовом порядке, и Европротокол здесь не поможет.
  7. У одного или обоих водителей нет страхового полиса. Или, если есть, но просроченный. Или, даже если срок действия документа ещё не закончился, автомобилист не внесён в список лиц, которые могут садиться за руль.

Во всех перечисленных случаях не нужно терять время и пытаться договориться со второй стороной инцидента: даже если протокол совместными усилиями всё же будет составлен, страховщик откажется принимать его и легко оспорит действительность бумаги в судебном порядке.

Следует иметь в виду, что и наказания за неправомерное составление документа не предусмотрено. Водителям, не знавшим, что оформлять Европротокол при текущих обстоятельствах нельзя, грозит лишь разочарование от отказа страховой компании и необходимости проходить дополнительные инстанции.

Поскольку обе стороны действовали добросовестно, не подделывая документов и не искажая факты, говорить об административной ответственности или уголовном преследовании не приходится.


Нужная информация:


Признание недействительности

Ошибку лучше предотвратить, чем исправлять. Вовремя отказавшись от незаконного составления протокола, участники аварии сэкономят нервы, время, а может быть — и деньги. Но если неосторожность уже была допущена, нужно знать, на каких именно основаниях Европротокол может быть признан недействительным. Некоторая их часть логически выводится из статьи 11.1; другая — из общих положений законодательства.

Страховая откажется платить по направленному документу, если:

  1. Все внесённые сведения или некоторая их часть нечитаемы. Речь идёт не о плохом почерке — хотя, чтобы облегчить задачу проверяющей стороне, заполнять графы рекомендуется печатными буквами, максимально разборчиво. Проблема возникает, когда на бланк попадает жидкость, стираются или выцветают чернила. Полностью предотвратить неприятность невозможно — но, чтобы уменьшить риск, настоятельно рекомендуется отказаться при внесении данных от карандашей и гелевых ручек в пользу более надёжных шариковых. Предпочтительный цвет чернил — чёрный; допускается синий. Использовать яркие и неудобочитаемые оттенки вроде красного и жёлтого не рекомендуется.
  2. На бланках отсутствуют подписи в нужном количестве. В соответствии с формой протокола на лицевой стороне должно находиться по две подписи каждой из сторон — в пунктах 15 и 18. На оборотной — по одной, в самом низу бланка. Документ с «недобором» будет признан недействительным. При этом даже не имеет значения, по какой причине не хватает подписей. Возможно, одна или обе стороны просто забыли расписаться — или в процессе оформления виновник утратил желание решать проблему по Европротоколу. Результат будет одинаков — страховщик откажется принимать документ. К счастью, в этом случае достаточно поставить необходимые подписи постфактум — а чтобы иметь такую возможность, следует на месте происшествия обменяться со второй стороной телефонами, адресами электронной почты и другими контактными данными.
  3. Есть претензии к одному или обоим страховым полисам. Самый очевидный случай — они просрочены или вовсе отсутствуют; тогда рассчитывать на оформление Европротокола не приходится. Но страховщик может поступить другим образом, заявив, что полис поддельный. В такой ситуации придётся или подтверждать действительность страховки в судебном порядке, или разбираться, также в суде, с автомобилистом, представившим недостоверные данные.
  4. Автолюбители расходятся в оценке обстоятельств и вреда. Самый интересный случай: при общем желании составить Европротокол водителям не удаётся достичь согласия в отдельных моментах. Для одного царапина на кузове — глубокая, почти сквозная; для другого — просто незначительный скол краски. Первый автомобилист считает, что виноваты обе стороны инцидента; второй перекладывает всю ответственность на «соперника». Если разногласия носят незначительный характер, легко устранимы или в принципе не влияют на сумму возмещения, заполненный бланк может быть принят; если противоречия существенны — придётся решать вопрос о возмещении через суд.
  5. В документе остались незаполненные пункты. Все графы и разделы должны содержать сведения или прочерки; пустые места оставлять не допускается. Если какой-либо пункт вызывает сомнения или непонятно, как его правильно заполнить, следует позвонить в свою компанию и уточнить детали на месте.
  6. Европротокол содержит неактуальные или неверные сведения. Виновник аварии мог указать устаревшие данные или нарочно ввести вторую сторону в заблуждение. Теоретически проверять информацию должен страховщик, но он может сослаться на невозможность отыскать вторую сторону и отказаться принимать бланк с недостоверными сведениями.
  7. Сумма ущерба превышает 100 тысяч рублей. С одной стороны, водители не обязаны уметь оценивать стоимость каждой детали до копейки; с другой, если автомобиль уничтожен «в ноль», рассчитывать на возмещение по упрощённому протоколу точно не стоит.

Чтобы избежать отказа с почти стопроцентной вероятностью, достаточно следовать простым советам:

  • не стесняться просить у второй стороны инцидента документы, подтверждающие достоверность информации;
  • всегда стараться найти свидетелей столкновения и взять у них контактные данные;
  • уведомлять страховщика о случившемся немедленно по выходе из машины, в идеале — ещё до заполнения бланка;
  • направлять документ в страховую компанию сразу после заполнения, не дожидаясь истечения 15-дневного срока;
  • вне зависимости от наличия видеорегистратора всегда фиксировать обстоятельства на видеокамеру, смартфон или другие доступные устройства;
  • не подписывать Европротокол, если другой водитель не внушает доверия или уже предпринял попытку ввести в заблуждение.

Кроме того, не нужно отказываться от решения вопроса в судебном порядке. Если отказ страховщика неправомерен, необходимо обратиться в суд, а при получении нового отказа — оспорить решение в высшей инстанции, до тех пор, пока справедливость не будет восстановлена.