Что делать, если во дворе поцарапали машину и скрылись

Обновлено: 4 января, 2020

The following two tabs change content below.
Михаил Демидов (Юрист)

Михаил Демидов (Юрист)

г. Новосибирск, Новосибирский юридический институт (филиал Томского государственного университета). Кафедра Гражданского права, Опыт работы 8 лет.

Автомобиль — не только средство передвижения, но и, вне зависимости от года выпуска, производителя и модели, ценная собственность. Всю жизнь владелец заботится о ней, чистит, моет её, при необходимости — перекрашивает и подрихтовывает; тем обиднее однажды выйти во двор и обнаружить любимую машину в повреждённом состоянии. В лучшем случае речь идёт о царапинах и вмятинах; что делать, если во дворе поцарапали машину и уехали, будет рассказано ниже.

Вариант первый. Осталась записка

Скорее всего, повреждения на корпусе появились не по злому умыслу виновника. Машина могла стоять впритык к соседней, перегораживать выезд — или во время движения водитель вынужден был экстренно уворачиваться от другого транспортного средства.

Что бы ни случилось на самом деле, добросовестный автомобилист, обнаружив, что нанёс ущерб чужому имуществу и не имея возможности задерживаться на месте, прикрепит — обычно на лобовое стекло — листочек со своими контактными данными.

Собственнику поцарапанного автомобиля, на котором оставили записку, следует прежде всего связаться с виновником инцидента. Если тот готов извиниться и в адекватном размере возместить нанесённый урон, нужно, пока не передвигая «пострадавшее» транспортное средство, дождаться приезда второй стороны.

После получения денег вопрос можно считать решённым: по обоюдному согласию водители могут вовсе не фиксировать случившееся в ГАИ.

Второй возможный вариант — оформление по европротоколу. И в этом случае необходимо, не касаясь своего автомобиля, подождать, пока подъедет виновник, и вместе с ним заполнить бланки, после чего направить их своим страховщикам.

Оба способа подходят, если автолюбитель, нанесший машине вред:

  • известен (сам заявил о себе);
  • признаёт свою вину;
  • готов к диалогу и возмещению.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, восстановить справедливость поможет алгоритм, приведённый ниже.

Вариант второй. Виновник скрылся

К несчастью, очень часто никаких записок владельцы повреждённых машин не находят. Когда неизвестно, кто нанёс урон, действовать следует так:

  1. Вплоть до завершения перечисленных ниже мероприятий не передвигать машину — даже если они занимает чужое парковочное место.
  2. Используя смартфон, видео-, фотокамеру, регистратор сфотографировать новые повреждения или заснять их, по возможности в максимальном качестве, на видео. Очень желательно, чтобы на снимках и роликах были автоматически проставлены дата и время.
  3. Позвонить в ГИБДД, описать ситуацию и дождаться, пока сотрудник явится на место. Не соглашаться на великодушные предложения вызвать участкового: случившееся — именно ДТП, и разбираться с ним должен инспектор.
  4. Пока последний добирается до двора, опросить соседей (эту работу можно делегировать свободному родственнику или приятелю): весьма вероятно, кто-то из них видел, как машине был нанесён урон, и может хотя бы приблизительно описать транспорт виновника. Обратиться за помощью к владельцам автомобилей, припаркованных неподалёку: хотя бы на части из них установлены видеорегистраторы, а значит, сохраняется шанс найти запись происшедшего и узнать номер недобросовестного водителя. Кроме того, нужно обратить внимание на камеры наблюдения, развешанные по двору и закреплённые на соседних торговых точках, паркингах, школах и так далее. Объяснив, что случилось, пострадавший собственник почти наверняка добьётся разрешения просмотреть запись. А если нет — это сделает наконец-то прибывший инспектор ГАИ.
  5. В подробностях рассказать последнему, когда были замечены повреждения, написать объяснительную, расписаться в протоколе (на его составлении также придётся настаивать, попутно снова объясняя, что участковый не нужен). Позаботиться о привлечении свидетельских показаний, проконтролировать, чтобы сотрудник ГИБДД выдал копию протокола.

Теперь можно садиться в поцарапанный транспорт и направляться в подразделение Госавтоинспекции для прохождения дальнейших формальностей.

Чрезмерно полагаться на госслужбу не стоит: поскольку в инциденте не было пострадавших или погибших, особенной инициативы сотрудники проявлять не будут, а через два календарных месяца и вовсе закроют дело.

Именно поэтому, чтобы не терять времени, необходимо действовать самостоятельно: изучать данные регистраторов, опрашивать соседей, крайне рекомендуется — подать объявления соответствующего характера в СМИ и разместить их в интернете.

Чем активнее будет автолюбитель, потерпевший материальный урон, тем выше вероятность восстановить справедливость — и наоборот.

Получение компенсации

Добиться выплаты от страховщика можно на основании одного из полисов:

В первой ситуации необходимо, чтобы виновник или сам заявил о себе, или был найден в результате предпринятых ГАИ или самим пострадавшим действий. Если вторая сторона признает вину, дело закончится обращением в страховую.

В противном случае, а также если у провинившегося автолюбителя вообще нет непросроченного полиса, придётся подавать исковое заявление в суд — и в процессе заседания доказывать факт нанесения повреждений.

Вторая ситуация позволяет получить выплату, даже если виновная сторона не была найдена (вполне может оказаться, что это и не автомобилист, а пешеход). Оформив случившееся в ГАИ, потерпевший должен сразу обратиться с требованием о выплате компенсации к страховщику.

Выплата будет сделана на основании оценки, проведённой экспертом. Хотя теоретически этого быть не должно, на практике получение компенсации почти со стопроцентной вероятностью приведёт к удорожанию полиса в следующем году.

Чтобы не прогадать, владелец должен оценить, выгодно ли ему будет получение возмещения по КАСКО в долгосрочной перспективе — и если нет, выполнить ремонт за свой счёт, параллельно продолжая искать настоящего виновника.