Что такое административное задержание и на каких основаниях производится

Обновлено: 19 января, 2020

Право на свободное передвижение гарантируется человеку, пребывающему на территории России, статьёй 27 Конституции. Ограничение свободы, даже временное, должно иметь под собой законные основания — например, совершение гражданином преступления или менее значительного, но всё же нарушающего нормы права проступка. В последнем случае и применяется административное задержание. На какой срок и по отношению к кому оно может быть использовано — в следующей статье.

Кто может и не может быть задержан

В соответствии со статьёй 27.3, пунктом 1 Кодекса об административных правонарушениях, рассматриваемая мера может быть применена по отношению к любому физическому лицу.

В этом случае не имеют значения ни пол, ни возраст, ни национальность, ни занимаемая должность. Кроме того, не существует ограничений на административное задержание иностранных подданных и людей, не имеющих гражданства.

На практике всё сложнее. В соответствии с действующими нормами административное задержание не допускается в отношении:

  • президент;
  • члены правительства (премьер-министр, главы министерств);
  • члены законодательных органов: Совета Федерации (сенаторы) и Думы (депутаты);
  • прокуроры;
  • судьи;
  • лица, контролирующие соблюдение интересов отдельных общественных групп (омбудсмены);
  • иностранные дипломаты.

Действующая иерархическая система в полной мере блокирует рассматриваемую меру только касательно первого из перечисленных лиц.

Все остальные задержаны быть могут — но с соблюдением целого ряда формальностей, делающих кратковременную процедуру практически нецелесообразной.

Основания для применения

Указанный способ ограничения свободы используется, когда необходимо:

  • пресечь совершение правонарушения;
  • обеспечить исполнение судебного постановления.

Фактически это означает, что лицо, нарушающее закон, может быть задержано ещё до составления протокола. Всё просто: длящийся акт неуважения к обществу (чаще всего речь идёт о хулиганстве) должен быть прерван, а отвечать перед судом виновнику придётся в любом случае. Само по себе такое задержание не является наказанием — только временной мерой.

Кроме того, ограничение свободы может быть применено в отношении гражданина, не совершающего хулиганских действий, но уклоняющегося от выполнения решения суда, сбежавшего из мест отбывания заключения, прохождения службы, принудительного лечения и так далее.

Во всех остальных случаях, если оснований для ограничения свободы нет, задержание будет признано незаконным.

Так, если человек в ходе совершения правонарушения был остановлен сотрудниками правоохранительных органов, признал проступок и прошёл процедуру составления протокола, он должен быть отпущен на свободу — вплоть до решения суда.

Кто имеет право задерживать

Несмотря на распространённое мнение, свобода передвижения может быть временно ограничена не только полицейским. Как следует из части 1, пунктов 1–10 статьи 27.3 названного выше документа, в случае необходимости применять меру имеют право сотрудники:

  • полиции — при выявлении правонарушения или по обращению уполномоченных лиц;
  • национальной гвардии, ведомственной охраны, сторожевых подразделений — при обнаружении опасности или попыток проникновения на охраняемый объект;
  • военной, военной автомобильной полиции, спасательных подразделений — для предотвращения порчи имущества, побега или несанкционированного проникновения на территорию, препятствования проведению спасательных операций;
  • таможенных и пограничных органов — при выявлении правонарушений в соответствующих областях, включая попытки пересечь границу и провезти через неё незадекларированную или запрещённую поклажу;
  • органов судебно-исполнительной системы — при обнаружении попыток повредить имущество, принадлежащее учреждению, или проникнуть на занимаемую им территорию;
  • подразделений, уполномоченных на проведение контртеррористических мероприятий — в ответ на попытку помешать операции.

Помимо того, соответствующий исполнительный орган, как следует из части 2 указанной статьи, должен составлять списки лиц, имеющих право на осуществление задержания.

Гражданин, не имеющий отношению к одному из перечисленных ведомств (список исчерпывающий) и не внесённый в табель, применять эту меру не имеет права.

В противном случае его действия будут незаконны: неправомерно задержанный получит возможность оспорить процедуру в судебном порядке и получить компенсацию морального вреда, а сотруднику, превысившему полномочия, будет вынесено предупреждение.


Полезно знать:


Порядок ограничения свободы

Сотрудники исполнительных органов, проводящие задержание, действуют в соответствии с существующим регламентом: инструкции для разных ведомств отличаются друг от друга.

Однако общие моменты, обязательные к исполнению, вычленить можно. С точки зрения задерживаемого правомерно осуществляемый процесс должен выглядеть следующим образом:

  1. Уполномоченное лицо подходит, представляется, называет причину обращения. В качестве последней может выступать длящееся или уже законченное правонарушение, постановление суда, ориентировка из военной части, психиатрической лечебницы, учреждения ФСИН и так далее. На этом этапе нужно попросить обращающегося документ, подтверждающий его полномочия, а также, если не было понятно в первый раз, — повторить причину ограничения свободы.
  2. Составляет, согласно предписаниям части 1 статьи 27.4, протокол о задержании. В документе обязательно приводятся:
  • ФИО, должность и звание уполномоченного сотрудника;
  • ФИО задерживаемого, его домашний адрес, если это должностное лицо — место работы;
  • основания, на которых временно ограничивается свобода;
  • время составления;
  • отметка о разъяснении гражданину его прав в связи с произведённым задержанием;
  • пояснения и комментарии самого задерживаемого;
  • прочие важные данные.

В соответствии с частью 4 статьи 27.3 о задержании несовершеннолетнего в самые короткие сроки должны быть извещены его родители, усыновители, опекуны, прочие ответственные лица. То же, с направлением уведомления в соответствующую инстанцию, касается военнослужащих и призванных на сборы (часть 4.1).

  1. Протокол подписывается обеими сторонами. Согласно части 2 статьи 27.4 задерживаемый имеет право отказаться от подписи — в частности, если считает, что были нарушены его права. Отказ не отменяет права потребовать себе копию документа — в дальнейшем она может быть использована для подготовки искового заявления в суд.
  2. Гражданина, ограниченного в перемещениях, доставляют в специальное помещение. Здесь он может требовать медицинской помощи, нормального (в рамках общего содержания) питания, доступа к базовым средствам гигиены. Граждане, не достигшие совершеннолетия, размещаются отдельно от взрослых.

По истечении срока задержания нарушителя направляют в суд, который, по рассмотрении дела, выносит решение.

Оспорить постановление можно, пока не прошло 10 дней с момента получения копии — если отсутствуют продлевающие срок уважительные причины.

Как долго могут держать?

Как следует из статьи 27.5, стандартное время задержания составляет 3 часа. По истечении этого времени гражданин должен быть, в случае выявления ошибки, отпущен.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 27.3, задержанный вправе требовать, чтобы о его текущем положении известили родных, руководство и адвоката.

Срок увеличивается до 48 часов, если:

  • требуется уточнение обстоятельств происшедшего (самая распространённая, практически неоспариваемая причина);
  • пока не представляется возможным узнать имя совершившего противоправный поступок;
  • нарушены пограничные или таможенные нормы;
  • задержанный может быть подвергнут депортации или, в качестве более серьёзной меры, административному аресту.

Кроме того, для гражданина, находящегося в состоянии опьянения, время начинает отсчитываться с момента протрезвления. Оно может занимать до 48 часов; таким образом, всего в отделении можно провести до 96 часов.

Время нахождения в участке строго ограничено законом — и превышение срока само по себе является основанием для оспаривания действий полиции в суде.