Можно ли вернуть деньги при отмене туристической поездки из-за короновируса?

Обновлено: 19 апреля, 2020

Новый вирус активно вторгается в жизнь людей по всему свету, в частности — обрывает авиа-, железнодорожное и автобусное сообщение между странами. Турист, приобрётший путёвку, лишается возможности совершить долгожданное путешествие — вплоть до отмены ограничений с одной или обеих сторон. В статье будет рассказано, как вернуть деньги при отмене туристической поездки из-за коронавируса и что делать, если агентство отказывается возвращать всю сумму.

Ключевые положения

Первые меры по борьбе с пандемией были предприняты большинством государств в марте 2020 года. В это же время были подготовлены и совместные рекомендации Государственной Думы России и Ростуризма. Информация регулярно обновляется на официальных сайтах ведомств; актуальные положения сводятся к следующему:

  1. В согласии с пятым абзацем статьи 14 Федерального закона №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности…» с последними уточнениями от 1 апреля 2020 года гражданин, купивший путёвку и столкнувшийся с изменением условий поездки, угрожающие его жизни или здоровью, вправе требовать расторжения контракта с турагентством в досудебном или судебном порядке. Доказательством наличия такой угрозы станут информация на официальном сайте Ростуризма, а также официальные данные о распространении коронавируса в стране назначения. Поскольку путешествие ещё не началось, клиент должен требовать возврата всей уплаченной суммы, без каких-либо вычетов со стороны оператора.
  2. В соответствии со статьёй 32 Закона «О защите прав потребителей» с последними уточнениями от 18 июля 2019 года турист может отказаться от путёвки и потребовать возврата затраченной суммы даже в том случае, если явных признаков опасности нет. Правда, в этом случае не нужно рассчитывать на полную компенсацию: агентство почти наверняка вычтет свой процент за понесённые неудобства.
  3. Отказываться от отдыха в другой стране не обязательно. Вместо этого путешественник может, по согласованию с оператором, выбрать другой, более безопасный маршрут или перенести дату отправления на несколько недель, а то и месяцев вперёд. Такой сценарий выгоднее и для турагентства — а значит, есть возможность получить заложенную прибыль.
  4. Перед тем, как обращаться в суд, необходимо направить оператору письменное требование о возврате средств.

Гражданину, намеревающемуся расторгнуть договор, следует предварительно внимательно прочитать прописанные в документе условия страховки и одностороннего отказа.

Поскольку в настоящее время посещение региональных отделений Ростуризма, Роспотребнадзора и прочих инстанций ограничено, получить поддержку можно по местным телефонным номерам или отправив письмо по электронной почте.

Читайте также:

Порядок действий туриста

Чтобы вернуть затраты на несостоявшееся по причине коронавируса путешествие, следует действовать по одной из общих схем:

  • если поездка отменена самим оператором — дождаться официального уведомления и в течение срока, прописанного в договоре, получить свои деньги;
  • если инициатором разрыва контракта стал сам турист — придерживаться приведённого ниже алгоритма.

Во втором случае порядок возврата средств выглядит так:

  1. Путешественник направляет туроператору письмо. Документ должен содержать уведомление о нежелании совершать поездку, ссылку на актуальные данные с сайта Ростуризма, прочие официальные источники информации, а также чётко выраженное требование к агентству расторгнуть договор и вернуть деньги в полном объёме. Передать письмо можно лично, курьером или отправив Почтой России. Во втором и третьем случае необходимо, чтобы документ был передан с отметкой о вручении.
  2. В течение десятидневного срока оператор должен дать ответ. Это может быть встречное предложение, например, о перенесении сроков путешествия, согласие на расторжение или отказ.
  3. При получении положительного ответа турист в течение срока, прописанного в контракте или названного оператором, получает истраченную сумму. В текущих условиях, приведших к массовым отказам, возможна небольшая задержка; чтобы упростить жизнь и себе, и агентству, рекомендуется дать второй стороне несколько дополнительных дней на исполнение обязательств.
  4. При отсутствии ответа или получении отказа турист может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и, по желанию, в Прокуратуру. Подавать документы можно как лично, так и по почте, что в условиях ограниченного приёма особенно важно.
  5. Следующий этап — обращение в суд. В исковом заявлении следует привести причину отказа от поездки, ссылаясь на данные Ростуризма, данные обеих сторон и требование полностью вернуть истраченные деньги. К заявлению необходимо приложить договор, квитанции об оплате, прочие относящиеся к делу бумаги. Направить документ можно как по собственному адресу или по месту регистрации агентства.

Обе стороны, и турист, и оператор, вправе обжаловать кажущееся им несправедливым решение суда.

В условиях пандемии судья почти наверняка примет сторону истца — тем не менее, нельзя исключить необходимости подождать неопределённое время, пока у турагентства появятся деньги для возврата.

Уважаемые читатели!

Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте вопрос юристу через форму (внизу), либо через онлайн-чат или закажите обратный звонок через форму онлайн-консультанта и дежурный юрист сам перезвонит вам.

Это быстро и бесплатно!