Правовое регулирование отношений в социальных сетях

Обновлено: 22 апреля, 2021

Когда в стране началась пандемии, социальные сети стали основным способом общения людей. Интернет стал единственным средством не только общения, но и передачи важной информации, продвижения разных видов бизнеса, работы и т.д. это спровоцировало необходимость внести соответствующие корректировки в законодательство (в частности, в федеральный закон № 149 от 27 июля 2006 года). Рассмотрим, как в настоящее время осуществляется правовое регулирование отношений в социальных сетях.

Юридические основания внесения изменений

Изменения законодательства производятся постепенно. В декабре 2020 года официально было закреплено понятие владельца соцсети.

Таковым субъектом считается владелец информационного сервиса, программы или ресурса, который используется в целях передачи информации или распространения важных сведений.

Ответственность за данные, размещенные на площадке, и за деятельность ресурса в целом возлагается по закону на лицо, которое осуществляет реальный контроль.

По новым нормам социальной сетью является ресурс, который отвечает следующим требованиям:

  • наличие персональных страниц различных пользователей;
  • нахождение в сети более полумиллиона жителей нашей страны в течение суток;
  • все публикации размещены только на русском языке или языке республик, входящих в состав РФ,

До того, как было принято единогласное решение относительно вводимых поправок, указанные понятия неоднократно дополнялись и корректировались.

Больше всего споров было вокруг количества ежедневных пользователей и целей создания соцсети.

Обязанности собственников социальной сети

В статье 10.6 федерального закона № 149 указаны базовые требования к собственникам социальных сетей.

В общем, от них требуется неукоснительно соблюдать требования законодательства нашей страны.

В список обязанностей включено пресечение любых попыток использовать социальную сеть в преступных или незаконных целях, включая разглашение коммерческой, государственной или иной охраняемой законом тайны.

Под строгий запрет подпадают пропаганда различного проявления жестокости, нецензурная лексика, призывы совершать террористические действия и т.д.

Владельцы соцсетей должны вести борьбу с распространением сведений, порочащих людей, а также пресекать любые действия, направленные на дискриминацию, разжигание розни и т.д.

Владельцам предписано в обязательном порядке соблюдать ограничения политического характера. Им необходимо помнить о «дне тишины».

Кроме того, они должны следить за соблюдением всеми пользователями норм о защите чести, достоинства, деловой репутации.

Особо отмечается необходимость тщательного мониторинга. Администрация социальной сети обязана вести отслеживание и блокировать следующие типы контентов:

  • варианты изготовления и использования препаратов психотропного, наркотического типа или их прекурсоров;
  • инструкция по выращиванию растений запрещенного типа;
  • места покупки опасных или отравляющих веществ;
  • призывы с суициду, указание методов их совершения;
  • объявление о проведении азартных игр, которые организуются с нарушением положений российского законодательства;
  • предложение о реализации алкогольной продукции в розницу посредством мирового интернет пространства;
  • проявление открытого неуважения к своей стране, Конституции, публичным властным органам, обществу и, в целом, к нравственности;
  • склонение граждан несовершеннолетнего возраста к совершению противозаконных действий в любой форме;
  • призывы к участию или организации беспорядков, протестов, митингов, не санкционированных органами власти;
  • порнография с участием несовершеннолетних или реклама, связанная с этим.

Если владельцем интернет-площадки будет выявлен контент запрещенного типа, пользователь будет уведомлен об ограничении его доступа к ресурсу.

Если будет установлено, что владелец соцсети не выполняет предписания, к нему будут применены различные санкции.

Читайте также:

Кроме контролирующих обязанностей, администрация социальных ресурсов должна выполнять и организационные. Например, пользователи должны иметь возможность легко находить правила пользования виртуальной площадкой.

В документе должны быть указаны требования к содержанию и вариантам распространения контента, методы мониторинга и пресекательные меры.

При внесении изменений в правила администрация должна уведомлять пользователей в индивидуальном порядке.

Каждый собственник сети должен установить специальную программу для подсчета количества просмотров. Счетчик должен отвечать требованиям Роскомнадзора.

Кроме этого, в контактной информации необходимо указывать адреса для отправки юридических документов.

Блокировка контентов

Если администрация контента выявила, что в сети появилась запрещенная информация, необходимо сразу ограничить доступ к сервису.

Если владелец сети сам не может адекватно оценить характер информации, контент нужно отправить в Роскомнадзор на анализ.

Заключение по анализируемому контенту должно быть выдано в течение двадцати четырех часов. В этот период сомнительные данные блокируют.

Автор публикации вправе ее обжаловать путем направления протеста администрации сети.

Если ответа не поступило, можно обратиться в Роскомнадзор с заявлением.

Срок рассмотрения обращения — месяц с учетом праздников и выходных дней.

Граждане и компании, чьи требования администрация сети не исполнила, могут подать иск в суд.

Кроме обязательной блокировки контента, они вправе потребовать возмещения убытков и получение компенсации морального вреда.

Типы ответственности

Владельцы соцсетей за нарушения будут привлечены к ответственности в соответствии с нормами законодательства РФ.

Санкции могут быть гражданско-правовыми, административными или уголовными.

С 2021 года владельцы социальных сетей привлекаются к ответственности по статьей 13.41 КоАП.

Согласно этой норме, наказание назначается за игнорирование правил запрета доступа к некорректной информации.

Если собственник сети не блокирует несоответствующий нормам контент, ему грозит штраф до четырех миллионов рублей.

С переходом на интернет-общение как основной вид коммуникации,  законодательство также претерпело изменения.

Любые неприемлемые контенты проверяются и при необходимости блокируются.

Уважаемые читатели!

Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте вопрос юристу через форму (внизу), либо через онлайн-чат или закажите обратный звонок через форму онлайн-консультанта и дежурный юрист сам перезвонит вам.

Это быстро и бесплатно!