Как вернуть в магазин товар ненадлежащего качества?

При покупке товара длительного пользования подразумевается возможность его неоднократного использования по назначению. На практике возникают ситуации, когда новая покупка теряет свойства уже после первого применения. Закон предусматривает возможность вернуть товар продавцу. Рассмотрим подробнее, как происходит возврат товара ненадлежащего качества.

Законодательное регулирование

Под ненадлежащим качеством товара понимается приобретение объекта:

  • качество которого значительно ниже заявленного;
  • имеющего дефекты поверхности;
  • имеющего дефекты, мешающие его эксплуатации;
  • который невозможно использовать для тех целей, для которых обычно используются такие вещи.

Законодательство защищает граждан, которые стали жертвами недобросовестного продавца или производителя.

Нормативный акт, регулирующие отношения в такой ситуации называется закон о защите прав потребителей № 2300-1 от 1992 года.

Правила возврата товара ненадлежащего качества

Правила возврата вещей ненадлежащего качества описаны в гл. 2 закона № 2300-1. Общие условия:

  • обратиться с претензией по качеству товара можно к продавцу, уполномоченному лицу, ИП;
  • гражданин должен сохранить заводскую упаковку;
  • товар, весом более 5 кг, транспортируется за счет продавца;
  • если гражданин самостоятельно транспортирует груз, то продавец должен компенсировать затраты на перевозку.

Порядок действий при возврате товара ненадлежащего качества

Пошаговая инструкция для покупателя, купившего вещь ненадлежащего качества:

  1. Выявление дефекта.
  2. Подготовка документов.
  3. Сроки принятия решения.
  4. Экспертиза.

Выявление дефекта

В соответствии с законодательством возможно вернуть покупку, если она имеет существенные дефекты. К существенным относятся следующие нарушения:

  • их нельзя устранить;
  • они проявляются повторно после ремонта;
  • устранение дефектов стоят больше, чем цена новой вещи.

К товарам ненадлежащего качества автоматически относятся предметы, срок годности которых истек. Срок годности устанавливается производителем.

Важно! Возникновение недостатка или дефекта должно быть виной производителя или продавца. Не допускается предъявление претензий, в случае возникновения нарушений по вине покупателя или в связи с неправильной эксплуатацией объекта.

Документы

В случае выявления дефекта, гражданин обращается к продавцу или производителю. При себе необходимо иметь следующую документацию:

  • паспорт покупателя;
  • претензия;
  • чек или квитанция;
  • акт приема-передачи;
  • технические документы на покупку.

Претензия оформляется гражданином при наличии паспорта. Не имеет значения, что при приобретении товара, покупатель не предъявлял документ, удостоверяющий личность.

Стандартный бланк претензии выдается принимающей стороной. Для более полного оформления документа возможно оформить бланк самостоятельно или при помощи юриста.

Важно! Информация об оплате покупки предоставляется при наличии.

Акт приема-передачи необходимо оформить в присутствии продавца. Документ должен содержать подробное описание вещи, ее дефектов и другие данные.

Сроки

Закон устанавливает следующие сроки для возврата покупки:

  • для вещей надлежащего качества — в течение 14 дней;
  • для объектов с дефектами – в течение гарантийного срока;
  • для сложной техники – в течение 15 дней.

Период для возврата денежных средств за вещи ненадлежащего качества составляет 10 дней со дня получения претензии.

Важно! Перечень сложной техники устанавливается законом.

Максимальный срок для замены имущественного объекта на аналогичный составляет 30 дней. При наличии такой вещи на складе, продавец должен исполнить обязанность в ближайшее время.

Если гражданин оставляет объект с недостатками себе, но требует возмещения части стоимости, срок выплаты составляет 10 дней.

Экспертиза

В случае необходимости продавец проводит экспертизу объекта. Эксперт должен выяснить, что стало причиной возникновения дефектов.

Важно! При наличии возможности, покупатель должен требовать проведения экспертизы в его присутствии. Таким образом, можно избежать нарушений в проведении исследования.

Срок проведения экспертизы не может превышать 20 дней со дня подачи претензии.

Оплата экспертной проверки и доставки возлагается на продавца.

Результат исследования оформляется в письменном виде в 2 экземплярах. 1 из них передается покупателю. Гражданин должен ознакомиться с результатами под подпись.

Особые случаи

При возврате покупки ненадлежащего качества возможны следующие ситуации:

  • у покупателя отсутствует квитанция об оплате вещи;
  • покупатель не сохранил заводскую упаковку;
  • гражданин уже использовал товар.

Пункт 5 Ст. 18 Закона № 2300-1 закрепляет право гражданина на возврат любого товара без чека или квитанции на приобретение объекта.

Сохранность заводской упаковки имеет значения исключительно при возврате покупки надлежащего качества. Если объект имеет дефекты, то не имеет значения, сохранил ли покупатель упаковку.

Если товар был в использовании, возврату подлежат только дефектные объекты. Вещь надлежащего качества может быть возвращена исключительно в заводском виде (при наличии бирок, пломб, ярлыков). Требование по возврату качественного товара после 14 дней не подлежит удовлетворению.

Варианты решения вопроса

Закон наделяет покупателя правом выбора при возврате покупок ненадлежащего качества. Среди них:

  • заменить на качественный объект того же наименования;
  • компенсировать денежные средства;
  • провести гарантийные ремонтные работы;
  • пропорционально снизить цену;
  • заменить на объект другого наименования и сделать перерасчет.

Важно! При приобретении товаров необходимо обращать внимание на срок гарантии. Период для безвозмездного ремонта может устанавливаться продавцом и/или производителем.

Замена товара на аналогичный

Гражданин имеет право получить качественный объект взамен дефектного. В этом случае, продавец предоставляет предмет аналогичного назначения, модели и марки.

Процесс замены включает:

  • 7 дней на предоставление объекта, если он находится на складе;
  • плюс 20 дней, если необходима экспертиза;
  • плюс 10 дней при отсутствии товара на складе;
  • неопределенный срок, если гражданин проживает в местности, где доставка товара осуществляется сезонно.

Гарантийный срок начинает течь с момента получения нового товара.

Возврат денежных средств

Вторым по популярности решением покупателя является возврат денежных средств. Для этого необходимо отразить свое требование в претензии.

Важно! Отказ продавца от возврата средств или навязывание другого решения является противозаконным.

Продавцом возвращается сумма, фактически уплаченная за покупку, вне зависимости от его стоимости на день обращения. Кроме стоимости предмета, гражданин может запросить компенсацию транспортных расходов и других убытков.

Покупатель имеет право на возврат приобретенной вещи продавцу или производителю при наличии дефектов. В качестве дефектов могут выступать поломки, которые мешают использованию по назначению, или нарушения внешнего вида вещи. Гражданин может сам решать, каким образом ему компенсируется объект. Закон предусматривает возможность получения выплаченных денежных средств или замены объекта на исправный.