Оформление земли в собственность в 2019 году: пошаговая инструкция

Оформление земли в собственность – это на сегодняшний день единственный способ узаконить права на надел. Если земельный пай, находящийся в собственности, является арендованным или не приватизированным, то гражданин не вправе продать свой участок, передарить или завещать. Единственное, пользователь надела может использовать землю в своих целях.

Такое многих не устраивает, поэтому они решают приватизировать земельный участок и частный дом, находящийся на данной территории.

Но приватизированный процесс достаточно сложный и не быстрый. Оформление надела подразумевает сбор пакета документов, проведение процедуры межевания, узаконивание сделки. В некоторых случаях приватизированный процесс затягивается на годы. Часто такое происходит, если человек самостоятельно занимается сделкой, избегая помощи специалистов.

Пошаговое руководство регистрации купленного надела

Неважно купили ли вы землю или получили в подарок, вы обязательно должны оформить ее в собственность. Для совершения процедуры обратитесь в Росреестр.

Пошаговая инструкция регистрации надела:

  1. Оформитель заполняет заявление по образцу, представленному в Росреестре. Сделать это можно не выходя из дома. Достаточно в интернете скачать бланк и заполнить по образцу, представленному на сайте.
  2. Паспорта оформителя и бывшего хозяина надела и их копии.
  3. Договор для регистрации права собственности земли.
  4. Свидетельство с правом владения земельным паем.
  5. Соглашение в письменном виде, заверенное у нотариуса с подписями обоих участников сделки.
  6. Выписка из кадастрового паспорта.
  7. Чек об оплате госпошлины и ее ксерокопия.
  8. Если по каким-то причинам вы не можете участвовать в регистрационном процессе, то вместо вас может выступать доверенное лицо. Оно должно предоставить доверенность, вами подписанную.

Не зависимо от того, какое назначение имеет рассматриваемый участок, госпошлина для всех одинаковая, равна 200 рублям.

В качестве исключения выступают сельскохозяйственные угодья. За их приватизацию пошлина будет в два раза меньше. Если территория предназначается для строительства промышленности, то госпошлина составит 1000 рублей, а с юридических лиц взимается пошлина до 15 000 рублей.

Подробное руководство при оформлении земли, полученной по завещанию

Зарегистрировать надел после получения его по завещанию гораздо сложнее, чем купленный участок. Через полгода после гибели родственника вы должны прийти к нотариальному заверителю и написать согласие о том, что вы не против получить земельный надел и все, что на нем располагается.

ДокументацияКомментарии
Кадастровый паспортЗдесь отмечен план территории, и ее кадастровая стоимость
Выписка из РосреестраВ ней будет описан объект, прописанный в завещании
Выписка из Кадастровой палатыВ качестве дополнения заказывают еще одну выписку об отсутствии на территории каких-либо построек
Технический планВыдается в Кадастровой палате
Форма №3 (заказывают в ЕГРП)Здесь описано, каким недвижимым имуществом обладал завещатель
Справка об оказании услуг оценщикомЕсли такого документа нет, нужно обратиться в оценочную компанию, чтобы они прислали инженера
Справка о регистрацииЭтот документ выдают в паспортном столе. Если вам отказывают в получении справки, обращайтесь в суд
Документ, подтверждающий родственную связь с завещателемПодойдет свидетельство о рождении или браке. Также узаконить родственные связи можно в судебном порядке
Завещательное распоряжениеНа бумаге должны иметься все необходимые подписи, и отмечено место, куда обращался оформитель
Документ, подтверждающий уплату налоговВзять справку можно в налоговой службе
Распоряжение судаЕсли через полгода после смерти наследодателя вы не посетили нотариуса и не взяли завещание, то подобные вопросы решаются через суд
Устав СНТТребуют по необходимости, в случае если земля находится в данном сообществе
Данные из ЕГРЮЛВыдаются в налоговой службе

 

Собрав всю необходимую документацию, в нотариальной конторе вы получите свидетельство с правом распоряжаться завещанным наделом.

После этого для оформления земли потребуется посетить МФЦ (многофункциональный центр). Здесь потребуется оплатить государственную пошлину, заполнить бланк заявления и представить следующую документацию:

  • паспорт гражданина РФ;
  • кадастровый паспорт;
  • свидетельство о смерти наследодателя;
  • завещательное распоряжение.

Затем сотрудник МФЦ выдает бумагу с перечнем всех представленных документов. Это своего рода расписка с подписями о том, что сотрудник принял ваши документы. На бумаге будет указано число, когда нужно прийти в МФЦ для получения свидетельства.

Оформление земельного надела, находящегося в аренде

Если территория под гаражом или в качестве надела была получена по завещанию, но принадлежала арендатору, то нужно самостоятельно оформить ее в собственность. Для этого потребуется:

  • взять геодезический план;
  • заказать генеральный план в БТИ (бюро технической инвентаризации);
  • подать заявление в администрацию города с просьбой передать участок в собственность (решение поступит в течение нескольких месяцев);
  • провести процедуру межевания участка;
  • поставить землю на учет в Кадастровой палате.

Если полученный по наследству надел принадлежал администрации, то вам потребуется выкупить его, чтобы оформить.

Когда одобрят вашу просьбу, потребуется передать необходимую документацию в МФЦ. В этот список входят:

  • паспорт гражданина РФ;
  • технический паспорт;
  • план после процедуры межевания;
  • договор купли-продажи участка;
  • чек об уплате госпошлины;
  • доверенность (при необходимости, если вместо вас процессом руководит доверенное лицо).

После проверки всех документов, сотрудник скажет, какого числа нужно посетить центр, чтобы получить свидетельство.

Оформление земельного надела

Если вы живете на территории так и не узаконенной, то можно оформить землю, посетив отделение Росреестра. В проведении процедуры никаких проблем не должно возникнуть, если имеются все необходимые документы.

Узаконить землю, не имея свидетельство, подтверждающее право собственности, – невозможно. Если вы пользуетесь наделом без законных прав на него, то приватизационный процесс следует начинать с аренды рассматриваемой территории в администрации.

При оформлении земли требуется кадастровый паспорт. Если у вас его нет, то документ нужно оформить. Для этого потребуется провести процедуру межевания с оплатой государственной пошлины. Соответствующие органы подробнее расскажут, какие документы потребуются для проведения процедуры. Главное запомнить, что узаконить земельный надел, которым вы владеете, вполне возможно, но лучше не отказывайтесь от помощи специалистов, чтобы оформить все быстро и по закону.

Оформление бесхозной земли

В отличие от вышеперечисленных способов оформления земельных наделов этот является трудоемким и долгим процессом. На начальном этапе потребуется найти собственников пустующей территории или их наследников и договориться с ними.

Обратитесь в органы местного самоуправления, они могут помочь найти владельцев. С хозяином земли заключается договор купли-продажи. Если собственника или его наследников не удалось найти, то быстро оформить бесхозную землю в свое владение не получится.

Собранная документация подается в государственный орган. Вместе с документами подается заявление с просьбой получить пустующий участок в свою собственность. Также нужно приложить доказательства того, что вы действительно искали настоящих владельцев рассматриваемой территории.

Муниципалитет поставит данный надел на регистрационный учет. Это делается для удобства настоящих владельцев, чтобы они в любой момент могли заявить о своих правах на землю. Затем дело передается в суд. При положительном решении вам останется арендовать рассматриваемую территорию у администрации.

Дальше следует подготовить:

  • генеральный план (заказывается в БТИ);
  • геодезический план;
  • заявление о передаче прав на участок;
  • акт о временной собственности;
  • кадастровый паспорт.

Если в течение нескольких месяцев придет положительный ответ, то вы сможете выкупить рассматриваемую территорию у местной администрации по среднерыночной стоимости. После процедуры межевания, участок ставят на учет и выдают кадастровый паспорт.

Для становления на регистрационный учет в Росреестре потребуется представить следующую документацию:

  • паспорт гражданина РФ;
  • кадастровый паспорт на землю;
  • справка о проведении межевания;
  • чек об оплате государственно пошлины;
  • договор купли-продажи бесхозной территории.

Сотрудник оповестит вас, в какие сроки нужно прийти, чтобы получить свидетельство с правом владения надела.

Кто не сможет зарегистрировать участок земли

Оформление надела в собственность проводится в несколько этапов: подготовительный и регистрационный. На начальном этапе подготавливается необходимая документация и проверяется на подлинность. Но есть случаи, когда землю невозможно зарегистрировать по определенным причинам.

Гражданин РФ не вправе оформить участок:

  • находящийся в собственности ФСБ;
  • задействованный для нужд ВС Российской Федерации;
  • входящий в заповедную зону.

Необходимо учитывать, что каждая процедура проводится в индивидуальном порядке. Поэтому единого алгоритма сбора циркуляров не существует. Можно обратиться к специалистам, они подскажут, что нужно подготовить и куда обращаться.