Как приватизировать служебную квартиру в России?

Потребность в собственном жилье, которое можно переустраивать, продавать, дарить или передавать по наследству, естественна для каждого взрослого человека. Отсюда — не менее логичный вопрос: как приватизировать служебную квартиру в России и существует ли такая возможность в принципе? Согласно статье 4 Закона №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года (в последней редакции от 20 декабря 2017 года) прямая передача служебного жилья в собственность занимающим его гражданам, в том числе военнослужащим, невозможна.

Тем не менее, добиться цели и стать обладателем жилплощади, занимаемой на временной основе, можно. Что для этого нужно и с какими сложностями придётся столкнуться, будет рассказано далее.

Определение служебного жилья

Но сначала необходимо уточнить, чем служебное жильё отличается от других видов предназначенных для проживания людей помещений.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе со статьёй 92, изначально находящиеся в собственности государства жилые помещения могут относиться к одной из двух категорий:

  1. Муниципальное жильё. Выделяется гражданам на безвозмездной основе и в порядке очерёдности на основании договора социального найма. Как напрямую следует из статьи 2 упомянутого Закона №1541-1, жилые помещения этой категории могут быть беспрепятственно приватизированы нанимателем, подавшим соответствующее заявление вкупе с необходимыми документами.
  2. Жильё специализированного жилищного фонда, включая:
  • аварийные помещения;
  • общежития;
  • дома, находящиеся в пределах военных городков;
  • служебные квартиры.

Последние предоставляются работникам государственных структур (бюджетникам) и частных организаций самим работодателем, находятся в его собственности и  в общем порядке приватизированы быть не могут.

Служебные квартиры выделяются сотрудникам на время работы (действия обычного или срочного трудового договора); следовательно, по окончании срока действия документа, если он в дальнейшем не будет продлён, бывший работник будет должен освободить жильё в оговорённый срок.

Существует, впрочем, ряд исключений, перечисленных законодателем в статье 103 Жилищного кодекса; из служебной квартиры ни при каких условиях не могут быть выселены:

  • семьи государственных служащих-нанимателей (военных, сотрудников МВД и прочих ведомств, а также прочих государственных учреждений), погибших или умерших во время несения службы или работы на предприятии;
  • проживающие на указанной территории лица, достигшие возраста выхода на пенсию (согласно Федеральному закону №400-ФЗ «О страховых пенсиях», принятому 23 декабря 2013 года, — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин);
  • инвалиды I или II групп, получившие соответствующую травму, заболевание или группу заболеваний непосредственно на рабочем месте или вследствие исполнения служебных обязанностей;
  • семьи с детьми-инвалидами или инвалидами с детства.

Лица, не относящиеся к одной из перечисленных категорий, могут быть, в случае отказа покинуть служебное помещение добровольно, выселены в принудительном порядке.

Процедура может проводиться только при наличии постановления суда, что подразумевает обращение потерпевшей стороны (организации-собственника жилья) с исковым заявлением в соответствующую инстанцию.

Хотя срок давности по делу составляет стандартные три года, по истечении этого времени лица, граждане, оставшиеся жить в квартире, по-прежнему не будут иметь права на приватизацию помещения.

Ещё один часто используемый термин — «ведомственное жильё» — официальным не является, поскольку в законодательстве отсутствует его определение. Как следует из наименования, это помещения, на время предоставляемые тем или иным ведомством сотрудникам.

Таким образом, в обиходе понятия служебного и ведомственного жилья совпадают, и о вариантах их приватизации можно говорить в едином ключе.

Сложности приватизации служебного жилья

Как упоминалось ранее, в соответствии со статьёй 4 Закона РФ №1541-1 служебные жилые помещения не могут быть переданы в собственность проживающим в них гражданам.

Единственный способ решения проблемы — смена статуса квартиры со служебной на муниципальную. Процедура может быть инициирована как самим собственником (ведомством или организацией), так и по решению суда.

Первый вариант, предполагающий наличие договорённости между собственником и нанимателем, представляется оптимальным: начинать попытки приватизации следует именно с него.

При благоприятном исходе дела сторонам не придётся тратить времени на подготовку документов, подачу искового заявления и присутствие на судебных заседаниях, а в дальнейшем, при несогласии с вынесенным решением, — на его обжалование.

Если договориться в досудебном порядке не получилось, заинтересованная сторона (в данном случае наниматель) может подать в суд заявление, приложив к нему подтверждающие необходимость смены статуса помещения документы.

Минусы такого подхода очевидны; кроме перечисленных выше, к ним относится небольшое число подлежащих удовлетворению запросов: судебная практика предполагает возможность перевода квартиры из служебной в муниципальную на строго определённых основаниях.

Приватизация с согласия собственника

В некоторых случаях организация-собственник помещения сама предлагает нанимателю приватизировать квартиру с целью:

  • поощрения сотрудников, долгое время проработавших на предприятии и за время работы показавших себя с положительной стороны;
  • привлечения новых работников и удержания старых;
  • избавления от необходимости содержать находящееся в его ведении и не приносящее дохода жильё.

Снятая с баланса и перешедшая в муниципальное ведение, а впоследствии приватизированная квартира будет содержаться уже за счёт города или нового собственника, что приведёт к существенному сокращению затрат работодателя.

Следовательно, наниматель квартиры, даже при отсутствии предложения от текущего собственника, может самостоятельно обратиться к нему с соответствующим заявлением: с большой вероятностью согласие будет получено.

Приватизация по решению суда

Если предприятие-собственник отказывается удовлетворить просьбу заявителя, он может подать исковое заявление в районный или городской суд. При этом следует учитывать, что принятие положительного решения о смене статуса жилья без согласия собственника возможно лишь в нескольких случаях, так или иначе связанных с допущенными организацией нарушениями

Первое и самое распространённое из них — смена статуса жилплощади на служебный уже после того, как она была выделена нанимателю. Второе — включение квартиры в специализированный фонд без законных на то оснований. Третье, наименее часто встречающееся, — наличие ошибочной записи о смене статуса жилплощади при отсутствии соответствующего акта.

Как нетрудно догадаться, в каждом из приведённых случаев суд, рассмотрев приведённые истцом (нанимателем) доводы, должен:

  • признать перевод квартиры в статус служебной незаконным (тогда она вновь становится муниципальной);
  • признать необоснованным отказ нанимателю в приватизации, после чего тот сможет, пройдя ряд формальностей, наконец стать собственником жилплощади.

Любая из сторон, несогласная с вынесенным решением, может в установленные сроки обжаловать его в суде высшей инстанции. Кроме того, не следует забывать, что бремя поиска доказательств своей правоты в полной мере ложится на истца (нанимателя) или ответчика (ведомство или предприятие).

Последовательность приватизации служебной квартиры

В общем случае порядок действий сторон следующий:

  1. Организация-собственник передаёт жильё в распоряжение муниципального органа.
  2. Наниматель подаёт в муниципалитет заявление на приватизацию, сопроводив его необходимыми документами.
  3. По рассмотрении бумаг и признании просьбы заявителя обоснованной муниципальный орган оформляет договор о передаче жилого помещения в собственность гражданина.
  4. Последний этап — регистрация бумаги в Росреестре (внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости) и получение нанимателем свидетельства о праве на собственность.

Помимо паспортов и свидетельств о рождении всех прописанных в квартире людей, потребуется предоставить техпаспорт жилья, договор найма, выписку о текущем статусе помещения из ЕГРН и справку о том, что заявитель ранее не участвовал в бесплатной приватизации.

Перед подачей документов необходимо уточнить список в муниципалитете: это позволит нанимателю избежать необходимости посещать одну и ту же инстанцию несколько раз, а значит, как можно быстрее стать полноправным собственником некогда служебного жилья.