Приватизация квартиры: с чего начать и куда обращаться в первую очередь

Обновлено: Август 30, 2019

Прописка в квартире сама по себе не даёт права собственности; физическое лицо, являющееся нанимателем, не имеет права продать, обменять, подарить или завещать жильё — все эти возможности распространяются только на приватизированные объекты.  Процесс перевода муниципальной собственности в личную достаточно долог и сложен, однако, если следовать приведённому ниже алгоритму, осуществим. С чего начать приватизацию квартиры и с какими препятствиями при этом придётся столкнуться, будет рассказано ниже.

Порядок действий

Подготовиться к приватизации можно несколькими способами:

  • по очереди обращаясь во все муниципальные и государственные ведомства — проводя часы в очередях и по нескольку раз возвращаясь за недостающими документами;
  • воспользовавшись помощью юриста — заплатив ему требуемую сумму, оформив несколько доверенностей и дождавшись положительного решения;
  • самостоятельно — следуя подробному алгоритму и не тратя времени на повторные визиты и сбор ненужных бумаг.

Первым путём идёт большинство будущих владельцев жилья; он кажется простым, но на деле отнимает значительно больше сил, чем остальные. Второй хорош для тех, кто не против потратить на процесс десяток-другой тысяч рублей.

Гражданам же, желающим действовать своими силами, избегая распространённых неприятностей, будет полезна следующая пошаговая инструкция — понятная и максимально простая.

Шаг первый. Составление списка собственников

Перед тем, как собирать документы и приступать к общению с должностными лицами, имеет смысл определить, кто из прописанных в квартире людей войдёт в число сособственников. Право на это имеют все, включая несовершеннолетних детей и людей, не имеющих возможности лично присутствовать при оформлении документов: отбывающих тюремное заключение, служащих по призыву, находящихся в длительной командировке и так далее.

Со всеми из возможных собственников нужно связаться и уточнить их намерения, имея в виду, что:

  1. Принудить кого-либо к выписке из квартиры и отказу от приватизации по закону нельзя — за исключением случаев, когда лицо было незаконно прописано и тому есть прямые доказательства.
  2. За детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, решение принимают родители; согласия или отказа самого ребёнка, даже полученного при свидетелях, будет недостаточно. Кроме того, отец, мать или усыновители должны присутствовать и при принятии решения ребёнком от 14 до 18 лет.
  3. Каждый из прописанных в квартире имеет право, при невозможности присутствовать на каком-либо этапе приватизации, оформить доверенность как на другого будущего сособственника, так и на третье лицо, включая адвоката.
  4. Отказ от приватизации жилья должен быть подписан лично заинтересованным гражданином; его можно переслать заказным письмом или передать через представителя, однако «живая» подпись требуется непременно. Если человек по каким-либо причинам не имеет возможность расписаться сам, документ должен быть заверен в присутствии правообладателя, лица, ставящего подпись, и нотариуса.

Важно отметить, что, поскольку граждане РФ, достигшие совершеннолетия, в течение жизни имеют право только на один акт приватизации, получать согласие лица, уже участвовавшего в процессе, не требуется. То же касается и соседей по коммунальной квартире, если речь идёт о приватизации комнаты — дело касается только прописанных в конкретном жилом помещении.


Читайте также:


Шаг второй. Подготовка документов

Определив, кто из прописанных примет участие в приватизации, можно приступать к сбору документов:

  1. Договора социального найма. Если его нет в наличии, подойдёт и ордер на квартиру. Получить дубликаты обоих документов можно, обратившись с письменным заявлением в Единый информационно-расчётный центр по месту прописки.
  2. Технического паспорта жилья в совокупности с техпланом и кадастровым паспортом. Все эти документы можно получить в своём БТИ; минимальная стоимость услуги — 1 тысяча рублей.
  3. Перечень прописанных в квартире лиц. Источник информации — домовая книга; получить выписку можно в офисе своей управляющей компании.
  4. Выписки из ЕГРН, оформляемые на квартиру/комнату в целом и на каждого из участников приватизации в отдельности. Первая свидетельствует, что жильё пока находится в государственной или муниципальной собственности; вторая — что прописанное лицо ранее не пользовалось своим правом. Справки обоих типов выдаются в Росреестре или МФЦ.
  5. Лицевой счёт на квартиру. Служит для подтверждения отсутствия задолженности и выдаётся ответственному нанимателю в управляющей компании.
  6. Копии общегражданских или заграничных паспортов всех участников перевода жилья из муниципальной в частную собственность, а для детей, не достигших четырнадцати лет — копии свидетельств о рождении.
  7. Заверенные у нотариуса и подписанные лично потенциальными сособственниками отказы от приватизации и доверенности на представителей.

Список не исчерпывающий; в зависимости от обстоятельств могут понадобиться разрешение от органов опеки и попечительства, справки о принятии гражданства, заверенные свидетельства о смерти ранее прописанных в квартире лиц и прочие бумаги —  их можно получить как заблаговременно, так и в процессе оформления основных документов.

Шаг третий. Подписание договора

Как только все справки будут собраны, все лица, имеющие право на участие в приватизации, а при их отсутствии — законные представители должны посетить бюро технической инвентаризации или многофункциональный центр и заключить от своего лица договор с муниципалитетом.

При этом понадобится уплатить пошлину в размере 2 тысяч рублей, и приложить к приведённому выше списку бумаг подтверждающую расходы квитанцию.

Если какие-либо документы были оформлены с нарушением действующего законодательства или с явными ошибками, заявители могут получить отказ — тогда придётся или заново получать отсутствующие бумаги, или решать спор с муниципальными властями в судебном порядке.

Шаг четвёртый. Регистрационная палата

Если никаких проблем с оформлением договора не возникло, можно сразу приступать к заключительному этапу приватизации: подаче заявления о подтверждении возникшего права собственности в Регистрационную палату.

Сособственники могут сделать это по отдельности — или оформить один общий документ. Свидетельства о праве собственности, при отсутствии нарушений в порядке осуществления процедуры, будут выданы на имя каждого участника в течение двух недель; их получение и станет заключительным этапом приватизации.